Компания "Real Records" и
"Наше Радио"
с гордостью представляют
сольный альбом
АНДРЕЯ МАКАРЕВИЧА И
"ОРКЕСТРА КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО"

"И Т.Д."
при интернет-поддержке www.realrec.ru

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

О СОЗДАНИИ
Великие вещи часто рождаются из шутки. Так, судя по всему, получилось и в этот раз. Как-то летом, между отдыхом в Новой Зеландии и гастролями по Дальнему Востоку, Андрей Макаревич задумал поэкспериментировать с новыми песнями, которые по многим причинам не могли войти в альбом "Машины Времени":

"На протяжении уже лет 8 у меня чередуется альбом "Машины времени" и альбом сольный. За то время, пока мы делаем альбом с "Машиной" накапливается интересный материал, песни в другом настроении, в другом жанре. В общем, "Машина времени" - это замечательно, но она не универсальна и не должна быть универсальной... По моему счету, это - уже шестой сольный альбом.*

Для меня он принципиально другой, потому что предыдущие я делал либо в стилистике традиционной авторской песни, либо добавлял туда в небольшом количестве какие-либо акустические инструменты. У меня была давняя детская мечта записать альбом с джазовыми музыкантами, потому что я очень люблю традиционный джаз, всегда хотел уметь его играть, но никогда не имел времени на учебу.

Мне казалось, что невозможно совместить 2 разные стилистики - традиционный свинг и авторскую песню (я не люблю это слово, но поскольку слово "шансон" у нас испохабили окончательно, приходится пользоваться первичной терминологией), но, по-моему, это получилось.

Я пригласил очень сильных музыкантов из самых разных джазовых ансамблей и получил огромное удовольствие от записи".


ОБ "ОРКЕСТРЕ КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО"

"Креольская музыка юго-востока штата Луизиана сплавила вместе cajun music с r'n'b и soul. Основной инструмент - аккордеон, который поддерживают такие относительно новые инструменты, как духовые (особенно саксофон), бас и иногда клавишные. Первые записи сплава французской и креольской музыки были сделаны в 1927 cajun-аккордеонистом Amad Ardoin. Однако стиля в современном понимании (по крайней мере, в записи) не было до 50х, когда Clifton Chenier и Boozoo Chavis выпустили свои первые пластинки. Общенациональная популярность к креольской музыке пришла в 80х с хитом Rockin' Sidney 'My Toot Toot'."
(Словарь этнической музыки)

В записи альбома принимали участие джазмены из лучших московских бэндов: А. Антонов (скрипка, "Папоротник"), А. Бакхауз (аккордеон, "Папоротник"), Е. Борец (фортепианоно), С. Остроумов (ударные, "Игорь Бойко Бэнд"), С. Хутас (контрабас), А. Байдаков (контрабас), А. Дитковский (труба, "Квартал"), М. Мамочкин (ударные, "Папоротник"), М. Клягин (гитара), Т. Ларина (флейта) и Алена Свиридова (вокал) в песне "Через стекло".

"Алену я пригласил, потому что она - высочайший профессионал, по-моему, она замечательно спела. Полгода назад, когда у нее выходил альбом, мы с ней вместе спели "машинскую" песню и я понял, что у нас удивительно сочетаются голоса..."

Андрей Макаревич назвал этот искрометный состав "Оркестром креольского танго":

"Я не могу логически объяснить это название. Оно возникло в голове само собой. Конечно, ничего типично креольского в нашей музыке нет, но название хорошо, так что я решил сам с собой не спорить. Участники оркестра на удивление быстро меня поняли, почувствовали, и сама запись происходила "вживую", то есть так, как на концертах, когда люди играют все вместе безо всяких компьютерных хитростей, совмещений, наложений и прочего. Особенно приятно, что на альбоме звучат только живые инструменты - настоящий рояль, контрабас, скрипка, аккордеон, труба - никакого электричества. Запись получилась очень живая и этим она мне очень дорога".

"Отрывая музыку от живых рук и губ, живого пульса и живого сердца, мы что-то убиваем в ней. И если мы видим, как человечество становится на наших глазах циничней, жестче и инфантильней одновременно - боюсь, тут не без консервов."*

И Т. Д. (ДО ЧЕГО ЖЕ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!)

Альбом назвали "И т. д.". "Название альбома можно расшифровать и как "И так далее", и как "Индивидуальная трудовая деятельность". И так далее - это то, что происходит в жизни: мы пока еще помирать не собираемся, поэтому "И так далее" - буквально, то, что происходит после выхода альбома, то, что происходит сейчас. А индивидуальная трудовая деятельность сильно отличается от коллективной трудовой деятельности, которой я занимаюсь в "Машине времени". При том, что роль музыкантов Оркестра креольского танго достаточно велика, принцип работы отличается от работы в "Машине", где каждый имеет абсолютно равноправный голос. В проекте "И т.д." я предлагал какие-то решения, а если мне предлагали что-то изменить, то последнее слово все равно оставалось за мной."

В альбом "И т.д." вошло 11 композиций, 10 из которых принадлежат перу Андрея Макаревича, а одиннадцатая является кавер-версией песни Булата Окуджавы "Музыкант": "Если рассматривать мои песни в чистом виде, как материал - это не очень джазовая музыка. Если бы я попытался петь как Тони Беннет с биг-бэндом, то получилась бы ужасная эклектика. В "И т.д." - как раз смешение жанров, поэтому и состав "Оркестра креольского танго" несколько нетрадиционный для биг-бэнда. Но это вполне традиционный джазовый состав для 40-х годов, который меня вполне устраивает.

Что касается названий песен, то для меня всегда мучение - придумывать названия. Я вообще собирался все песни назвать по первой строчке, как называют стихи, когда у них нет названия. Я не знаю, как придумываются названия к песням. Наверное, если у них припев повторяется 42 раза, то понятно, как ее назвать, а если нет?

Меньше всего на свете я люблю анализировать собственное произведение. Наверное, я стараюсь внимательно анализировать и контролировать качество того, что я сделал. Самому себе быть литературоведом мне совершенно неинтересно.

Кафе-шантан на океанском берегу? Это то, что изначально я назвал бы шансоном в чистом виде. О стиле и музыкальных формах мне некогда задумываться. Я ненавижу классификации. Зачем классифицировать? Какое можно дать определение пластинке "Beatles", какой это стиль???? Это - стиль группы "Битлз" - абсолютно свободный, и каждая песня требует своего решения, и не надо себя ограничивать ни в каких красках."

ДО ЧЕГО ЖЕ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА! (Креольская сказка)

Недалеко от королевского дворца жил один темнокожий старик. Был он человек веселый, никогда не жаловался, не печалился. Работал с утра до вечера, а как стемнеет, сядет у дверей своей хижины и поет:
- До чего же жизнь прекрасна! До чего же жизнь прекрасна!
Не понравилось это королю. "Почему, - думает, - этот старик такой счастливый? Почему веселую песню поет? Как
посмел? Ну, погоди же! Я тебе покажу прекрасную жизнь!"
Думал-думал, как чужую радость загубить, и надумал. Приказал позвать к себе старика и говорит:
- Возьми этот перстень с бриллиантом. Спрячь его и храни хорошенько. Он больших денег стоит. Вернешь, когда скажу.
И смотри у меня, пропадет перстень - болтаться тебе на виселице. - Ай-ай-ай! - испугался старик. - Где же мне спрятать эту вещь?
- Твое дело. Сам думай. Бери кольцо и ступай.
Поплелся старик домой. Идет и голову ломает: как быть? Пришел домой, сунулся в один угол, в другой, так и сяк прикинул да и закопал перстень в золе очага. Разровнял золу, сел на пороге и давай напевать:
- До чего же жизнь прекрасна! Д
о чего же жизнь прекрасна!
А король во дворце слушает и руки потирает:
- Играй, играй, недолго тебе осталось!
Ведь что придумал, злодей! Послал слугу подсмотреть, куда старик драгоценность запрячет, чтобы после украсть и в море бросить.
Тот все в точности исполнил. Прокрался к хижине, залез на крышу, солому разгреб и увидал, как старик перстень в очаге прячет. Утром ушел старик в поле, а слуга перстень стащил и в море кинул.
Вскоре позвал король старика во дворец и говорит:
- Приказываю тебе принести мне завтра перстень, который доверил я тебе сохранить.
Тот, конечно, сразу домой. Шарил, шарил в золе - нет кольца! Схватился за голову, ах, беда-то какая! Не миновать теперь виселицы. Погоревал, погоревал да и решил:
- Ничего не поделаешь. Чего зря слезы лить!
Присел у дверей и поет свое:
- До чего же жизнь прекрасна! До чего же жизнь прекрасна!
Глядь - идет мимо торговец рыбой. Окликнул старик рыбака, купил у него большую рыбу, наточил нож поострее и - ж-жик! - распорол рыбине брюхо. А там как блеснет! Ох ты, ах ты, да ведь это королевский перстень! Тут старик и впрямь чуть не помер, от радости-то! Пляшет, вопит что есть мочи:
- До чего же жизнь прекрасна! До чего же жизнь прекрасна!
У короля чуть уши не лопнули. Ногами затопал.
- Тащи сюда этого мошенника! - орет слуге. - Чтоб сей же час представил мне мое сокровище!
А старик поет - веселится! Себя не помнит от счастья.
Прибежал он во дворец, протягивает королю перстень. Тот прямо ошалел.
- Говори, - кричит, - как дело было! Рассказал старик все по порядку. Стыдно стало королю. Отпустил он старика. Пошел старик домой, сел возле хижины и запел:
- До чего же жизнь прекрасна! До чего же жизнь прекрасна! Так и пел до последнего своего часа, и никто его больше не трогал.

Вошла сказка в дверь как надо, а вышла задом наперед. Пусть король свою расскажет, а слушать - мой теперь черед. "Что касается зрительных образов альбома, то у меня зрительное восприятие альбома рано или поздно связывается с его оформлением, поскольку я всегда принимаю участие в разработке концепции оформления альбома. Мои зрительные ощущения я стараюсь заложить в оформление альбома, так что разглядывайте обложку и то, что внутри. Там использована живопись моего старого друга Андрея Белле, питерского художника, творчество которого очень перекликается с тем, что делаю я".

"И т.д." - не камерный студийный проект, и у "Оркестра креольского танго" - большое гастрольное будущее. "Я очень хочу, чтобы мы поиграли концерты и все готовы к этому. Единственная трудность заключается в том, что все ребята играют в 5-6 составах одновременно и заняты невероятно, собирать их вместе - сложно, но я положу на это все силы. 29 октября 2002 года в Театре оперетты мы дали первый большой концерт, приуроченный к выходу альбома. Почему Оперетта? Я посчитал, что это - самый красивый, самый торжественный, самый камерный и самый хорошо звучащий зал в Москве, и что замечательно, что там идут мюзиклы, но почему только мюзиклы?"

О КЛИПЕ "ТЕМ, КТО УШЁЛ"

Клип на песню "Тем, кто ушел" с альбома "И т.д." можно увидеть на центральных телеканалах. В течение 6 часов Андрей Макаревич с сильнейшим гриппом сидел под дождевой установкой. Вместе с ним мокла под дождем потертая дворовая гитара с выведенным чернилами пацификом на верхней деке. Капли осеннего ливня струились по лицу культового рок-музыканта в такт словам:

"Тем, кто ушёл, уже хорошо - сто лет как высохли слёзы, А тем, кто остался, давно на всё наплевать. Мы сами слепили из нашего бога что-то типа Деда Мороза Который за деньги приносит... потанцевать."

Андрея обильно поливали холодным октябрьским дождем из шланга на фоне черного кабинета: "Я бы не сказал, что у клипа был какой-то определенный сценарий. Сценарий - это какая-то фабула, какое-то действие. Здесь никакого действия не происходит. Мне просто очень важно было придумать состояние, которое этой песне отвечает, ну и вот, я считаю, что увидел его правильно. Песня "Тем, кто ушёл" - ностальгическая, невеселая, поэтому и обстановка соответствующая. Она посвящена всему поколению рокеров 70-х, потому что кого-то уже нет, а кто-то и не смог пережить ту свободу, о которой так пелось и мечталось. Где они сейчас, Бог весть? Я сижу под дождем... вода - это время, прежде всего. "

О ПЕСНЯХ С АЛЬБОМА "И Т.Д."

1. НАЧАЛО

"У американских индейцев был такой музыкальный инструмент - индейская скрипка. Она представляла из себя гриф с одной-единственной струной. Конец грифа зажимался зубами, и голова играющего становилась резонатором. Скрипка звучала, но только внутри головы скрипача, снаружи было тихо. Инструмент давал шанс стать Паганини для самого себя"*

"Никогда у меня не бывает такого, что я пишу песню по определенному поводу. Впечатления откладываются, долго лежат и перемешиваются с другими, и в результате получаются песни."

Я всё на свете не могу -
Уж не судите строго,
И мы сидим на берегу,
И, как река, дорога.

"Песня "Начало" была написана специально для многосерийного телевизионного документального фильма "Россия. Начало", который снимал Виталий Манский. Он попросил меня написать песню "Начало" и саундтрек к этому фильму."

Я до конца дойти не смог,
Но помнить не мешало:
У самой главной из дорог
Всегда своё начало.

2. ЧЕРЕЗ СТЕКЛО "Если не растекаться мыслью по Древу Добра и Зла, то пошлость - это более-менее точная примета частичного, порой полнейшего отсутствия души в ком-нибудь и в чем-нибудь. Отсюда - не красота, всегда исполненная достоинства, а вызывающе нелепая красивость, не всепоглощающая страсть любовного соития, а занятие похотливой нелюбовью, внимание мазил авангардизма-задогардизма не зову Музы, а модозвону баксов и т.д. и т.п. При всем при том пошлость - не только фальшак, внушивший сам себе уверенность в обеспеченности золотцем души, но, к сожалению, ставший денежной единицей и критерием псевдоэстетики массового бескультурья." (Юз Алешковский)*

И самое главное ты упустил, зато прекрасно видны детали,
Ясно видны детали через стекло.
Конец света, поверь мне, уже наступил, и он совсем не такой, как мы ждали,
И мы продолжаем двигаться в такт как будто бы ничего не произошло.

"Это, моя конкретная реакция на эту программу. Общественное сознание деградирует с пугающей скоростью, сейчас уже появились такие телевизионные программы, по сравнению с которыми "За стеклом" - это - детский лепет на лужайке. Скажем, когда я случайно натыкаюсь на "Большой куш" или "Окна", у меня волосы встают дыбом, и я думаю, что либо я сошел с ума, либо все вокруг - одно из двух."

3. ТЕМ, КТО УШЁЛ

"Искусство есть стрельба в неведомое, где степень точности попадания соответствует степени приближения человека к Богу. И если стоящий рядом со мной метко пускает стрелу в цель, мне все равно, какую при этом эстетику он исповедует и какой ширины у него брюки. Тем более мне это безразлично, если стрелы его уходят в "молоко". Согласитесь, господа, что второе мы наблюдаем куда чаще."*

"В этой песне у меня несколько опосредованные ощущения, и скорее я писал их даже не от себя. Я знаю довольно многих музыкантов, рокеров семидесятых, которые пели про свободу, мечтали о ней, бились за нее, а вот, когда она наступила, оказалось, что это гораздо более сложная среда, чем они предполагали. Многие на этом сломались и не смогли пережить свободу, о которой так мечтали."

Ты помнишь - ещё вчера была такая игра: стоять чуть-чуть вне закона,
Бодаться с совком в тупой чёрно-белой стране.
Любая гитара в красном углу светилась, словно икона,
А стала лопатой для гребли в зеленой волне.
Скажи мне, Майк, куда ушли те времена?
Да не просто скажи, а покажи рукой.
И если время - это река, то куда утекла она?
И где это море, вскормленное рекой?

"В песне "Тем, кто ушел" я обращаюсь именно к Майку Науменко потому, что мне нужно было обратиться к кому-то из этого поколения, а Майк - наиболее яркая фигура. Майк был замечательным музыкантом и поэтом, оставившим роскошное наследие. К сожалению, получилось так, что он остался в том времени. Я думаю, что если бы он перешел в наше, то он-то как раз был бы жив-здоров. Очень был мощный человек, он бы спокойно существовал в любой среде, а вот Джанис Джоплин с трудом себе представляю, она просто сгорела."

Кабак назвали эстрадой, а блатняк окрестили шансоном,
Фанера в зубах весьма повышает удой.
Джанис Джоплин однажды сказала мне, что не хотела бы стать Мадонной -
Она знала всё и предпочла умереть молодой.
Так что не плачь, братан, улыбнись в экран - нам ли грустить о разлуке?
Софиты горят и будет оплачен счёт.
И ты по привычке складываешь слова и подбираешь звуки
Стараясь забыть, что кроме звуков и слов там было что-то ещё.

"В советские времена что-то было невозможно по определению. Сейчас, в принципе, возможно все, и это зависит от тех усилий, которые ты прилагаешь. Так что наше время меня все равно устраивает гораздо больше. Все индустриализируется с бешеной скоростью по всему миру. Когда 20 лет назад люди писали песню, они меньше всего думали, как ее раскрутить. Тогда не было понятия раскрутки, песня либо становилась известной, либо не становилась, в основном благодаря ее качеству. А сейчас сначала думают, где достать 150 тысяч долларов, а потом уже садятся сочинять песню. В этом нет ничего хорошего, это все постепенно превращается в производство колбасы." >А Элвис - вымышленный герой, а Битлов почти не осталось,
Да и то - линялыми фотками на стене.
Свобода накрыла нас с головой и нам казалось, что всё состоялось,
Но мы проиграли в этой войне.

"Есть вещи, которые мне не нравятся, но правила игры все равно становятся общими для всех. Я сейчас занимаюсь раскруткой "И т.д." совсем не потому, что это мне доставляет удовольствие, а потому что мир стал таким. Без этого о тебе не услышат, какую бы ты замечательную пластинку не записал. Я могу сколько угодно беситься по этому поводу, но ничего поделать не могу."

4. НАЛИВАЙ

"Удивительное дело - человек, который пишет песни, рисует картины - словом, делает что-то, что собирает вокруг него других людей, - постепенно оказывается в плотном кольце людей, которые искренне им восхищающихся. Человек не может определить толщину этого кольца - он видит только первые ряды. Рано или поздно у него возникает ощущение, что кольцо это не имеет внешних границ, и толпа его почитателей простирается до горизонта. А на самом деле кольцо всегда имеет толщину, и, как правило, не такую уж значительную, а дальше - разрозненные кольца других людей вокруг каких-то других деятелей, и между ними - пустые безжизненные пространства... иногда кольца самым причудливым образом пересекаются, и уж тут - неисповедимы пути Господни."*

"Я написал стихи к этой песне и очень долго не знал, что с ними делать. В какой-то момент времени мы попытались сделать из него песню о "Машине" и ничего не получилось, мы не нашли нужных музыкальных средств для этого. А потом, когда я услышал, как играет пианист Евгений Борец, я ему сказал, "Давай попробуем, я тебе просто запишу эту песню, а ты со всем составом попробуй ее сыграть в традиционном свинге. Он это сделал настолько замечательно, что мне сразу стало ясно, что делать с этой песней."

Наливай - что ещё осталось?
Запах листьев, осенний свет,
И, как дохлый хорёк, усталость,
И надежда, которой нет.
Этот мир не так уж чудесен -
Не щадит никого из нас.
И прошу вас - не надо песен.
Если можно, поставьте джаз.

5. ПЕСЕНКА ПРО СЧАСТЬЕ "Счастье - это то, что нельзя запланировать.
Еще можно рассматривать жизнь как последовательную цепь разочарований."*

"В принципе про эту песню нечего рассказывать - это воспоминание о детских временах. Что касается Алёны - главной героини песни ... то Алён много. Например, генерального директора компании "Real Records", которая выпустила альбом "И т.д.", зовут Алёна Михайлова..."

Когда порой зелёною
Влюблённый был в Алёну я,
То даже часа без неё я выдержать не мог:
Как в воду был опущенный, vА будучи допущенным
Носил за ней в песочницу ведёрко и совок.
Когда ходили в ясли вы,
Мы с нею были счастливы,
И чтобы память сохранить о той золотой поре
Мы закопали фантики
В коробочке под стёклышком
Под старой-старой вишнею
В Алёнином дворе.

Потом мы стали взрослыми,
Вовсю махали вёслами,
И каждый думал - он один на истинном пути.
Сходились, расходилися,
Женились, разводилися,
И всё, казалось, сбудется, и счастье впереди.
Мы приняли участие
В игре по ловле счастия,
Жаль, не дошли до финиша в весёлой злой игре.
А счастье - это фантики
В коробочке под стёклышком
Сто лет назад зарытые
Под вишней во дворе.

Потом мы стали старыми,
Солидными, усталыми,
В гостях уже всё хуже нам, а дома хорошо.
Забыв о днях загубленных
Нашли себе возлюбленных,
А я вот, как ни пыжился, да так и не нашёл.
Был связан дружбой близкою
С моделью да с артисткою,
Но вспоминал, как правило, под утро на заре,
Что счастье - это фантики
В коробочке под стёклышком
Сто лет назад зарытые,
Зарытые, забытые
Под вишней во дворе.

6. НАШИМ ЛОДКАМ...

"Годах в семидесятых мне на протяжении нескольких лет снились рыбы в самых разных ипостасях - я разговаривал с ними, ловил их, наблюдал за ними, смотрел, как их ловят другие. Спустя года три рыбные сны так же внезапно прекратились, как и начались. Несколько раз мне показывали удивительно яркие, запомнившиеся на всю жизнь сны... На дворе 1975 год. Я собираюсь ехать в Париж. Мой товарищ Саша Катамахин советует мне не ходить с экскурсией по общеизвестным местам, а посмотреть мосты - они в Париже совершенно особенные. Очень точное ощущение погоды - конец марта, снег почти сошел и лежит кое-где серыми кучами, а трава уже начинает зеленеть. Я легко сбегаю с экскурсии и хожу по реке, любуясь мостами. Мосты действительно невероятно хороши - они выполнены из красного декоративного кирпича, как музей Ленина, и то, что я сначала принимаю за отражение в воде, оказывается не отражением, а подводной частью моста, зеркально повторяющей надводную. Вода в реке прозрачная, медленно развеваются длинные зеленые водоросли (как у Тарковского), и я вижу, что под ними все дно реки усеяно сундучками, ларцами , сумками - некоторые из них совсем древние. Я знаю, что существует обычай, по которому после смерти человека то главное, что после него остается - суть его жизни, - укладывается в сундучок и бросается в воду. Мне страшно хочется заглянуть в какой-нибудь такой сундучок, но я знаю, что делать этого нельзя. Поэтому я дожидаюсь, пока на набережной никого не окажется, быстро спускаюсь по газону к реке и сую руку в ледяную воду. Но сундучки лежат глубже, чем мне казалось. Помню неприятное ощущение от намокшего рукава куртки. Потом я оказываюсь в каком-то дворике с круглым фонтаном. Фонтан не работает, но бассейн его наполнен водой, и я вижу на дне те же ящички и мешочки. (Людей умерло столько, что рек уже не хватает, и используется все, что приближается к водоему.) В фонтане уже неглубоко, и я почти готов ухватить что-нибудь со дна, но тут появляется пенсионер в черном пальто - такие сидят на бульварах. Он угадывает мои преступные намерения и начинает гнать меня из дворика... "Сейчас или никогда!" - думаю я, выхватываю из фонтана первое, что попадает под руку, и взлетаю вверх - невысоко, метров на шесть, чтобы дед меня не достал. В руках у меня черный портфель из искусственной кожи с латунным замком. Из него льется вода. Старик беснуется внизу и, грозя мне кулаком, выкрикивает фразу, смысл которой я много лет потом не мог понять: "Кто сделает это, тот от смерти подарка не дождется!" Чувствуя, что дело зашло слишком далеко, я страшно тороплюсь довести его до конца и открываю портфель. Я ожидаю увидеть там что-то значительное - скажем, книгу или какие-нибудь старинные монеты. Но внутри лежит выеденная половинка ананаса - размокшая шкурка - и алюминиевая вилка из столовой с гнутыми зубьями. От неожиданности я выпускаю из рук портфель, он шлепается прямо под ноги старику , обдавая его брызгами, и тот теряет дар речи от такого святотатства, а я просыпаюсь в сильнейшем смущении."*

"В этой песне, как и во всем альбом, нет никакого "электричества". В начале там звучит палочка, которая делает дождь - "rain stick", она дает такой характерный звук дождя. Правда это - "палочка о двух концах": когда начинаешь издавать звук дождя, вправду идет дождь."

Нашим лодкам не встретиться, видно, никак -
Унесло за большие дела, за беду.
Я с почтовыми рыбами шлю тебе знак,
Что по-прежнему жив и пока ещё жду.
Я как прежде, в пути между "здесь" и "нигде",
Я срываю цветы среди россыпей льда,
Я рисую гусиным пером по воде,
И движенье пера долго помнит вода.
Я уже не прошусь ни к кому на постой,
Я смотрю на закат и плыву на восток,
И порой старый Эльм, полоумный святой,
Зажигает на мачте моей огонёк.

7. МОРЕ ЛЮБВИ

Без комментариев...

Я с детства пил лишь то, что любил,
А вовсе не то, что полезней -
Я просто не знаю, как я уцелел.
Из всех расставленных в мире сетей
Я боялся любви и болезней,
Поэтому, видимо, часто болел.
И всякий раз, со стрелой между глаз,
Когда уже все было ясно
Я вёсла бросал, и меня уносило рекой.
И я напрасно себя уверял,
Что эта болезнь прекрасна,
Забыв о том, что если больной, кому ты нужен такой?

Ветер любви ласкает нас,
А сети любви пленяют нас,
И каждый раз, как в первый раз - так заведено.
И грёзы любви смущают нас,
А слёзы любви иссушают нас,
И море любви качает нас, и мы с песней уходим на дно.

8. ВОТ И ВСЁ

Очень традиционная, очень красивая джазовая баллада. Я ее очень люблю.

Вот и всё - скоро будет рассвет.
Мы пройдем по песку вдоль воды.
Может быть, кто-нибудь через тысячу лет
Разглядит на песке эти следы.

9. МУЗЫКАНТ

"Знакомство с Окуджавой долгие годы было заочным и односторонним. У нас дома был маленький катушечный магнитофон. ...На пленке были: "Синий троллейбус", "По Смоленской дороге", "Вы слышите, грохочут сапоги", "Ленька Королев" и "Как просто быть солдатом". С этих песен я и начал чуть позже игру на гитаре - до Битлов было еще далеко... В самом конце семидесятых Лена Камбурова взяла меня на концерт Окуджавы в Студенческий театр МГУ. Мы пропихнулись через невероятную толпу... Концерт начался, Окуджава замечательно пел, время от времени откладывая гитару и отвечая на вопросы из зала. Развернув очередную записочку, он вдруг прочитал: "Как вы относитесь к музыке "Машины времени"?" Окуджава пожал плечами и сказал, что то , что он слышал, ему не близко. Мне показалось, что весь зал смотрит на меня, я сидел красный как рак. А Окуджава снова посмотрел в записочку и дочитал до конца: "Ее лидер Андрей Макаревич находится в зале", - и рассердился, видимо, на ситуацию, и на себя. "Какая вообще разница, как кто к кому относится?" - сказал он раздраженно. И концерт продолжился. А потом спустя много лет, меня представили Булату Шалвовичу. И первое, что он мне сказал: "Ради Бога, извините меня за ту дурацкую историю с запиской на концерте!" Я вам клянусь - это было одно из самых сильных потрясений в моей жизни. Я-то этот случай помнил, но чтобы помнил он, я не мог даже предположить."*

"Булат Шалвович оказал на меня сильное влияние в детские годы Я решил спеть именно эту песню из его огромного наследия, потому что я "услышал" аранжировку именно к этой песне. Я вообще не сторонник перенесения песен из одного жанра в другой - как правило, ничего хорошего их этого не выходит. Петь под гитару песни Окуджавы бессмысленно, потому что он сам это делал лучше. Я увидел другое прочтение "Музыканта", и, по-моему, получилось удачно. Во всяком случае его жене Ольге очень понравилось. Такая мелодия кабаре тридцатых годов - сочетание иронии и жалости."

Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс.
Он наигрывает вальс то ласково, то страстно.
Что касается меня, то я опять гляжу на вас,
Вы глядите на него, а он глядит в пространство.

10. ПУСТЫМ ОБЕЩАНЬЯМ....

"Мне кажется, эта песня написана под подспудным влиянием Окуджавы. Эта песня вполне в его духе."

Пустым обещаньям и сказкам не верьте -
И Спас не спасёт от сумы да тюрьмы.
Но жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И света на свете чуть больше, чем тьмы.

И пусть испытанья сулит нам дорога, Пусть новым прогнозом пугают умы, Но дьявола всё же чуть меньше, чем Бога, И света на свете чуть больше, чем тьмы.

Пусть спорят закат и рассвет в поднебесье,
И старые догмы затёрты до дыр -
Меж чёрным и белым всё ж нет равновесья,
И это приводит в движение мир.
Пусть зло проползло из столетья в столетье,
И небо опять закрывают дымы -
Но жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И света на свете чуть больше, чем тьмы.

11. В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ДОРОГА

"Эта песня была написана довольно давно по просьбе Резо Габриадзе, когда он ставил спектакль "Сталинград". Он только собирался его ставить, и я ее записал в исполнении Иры Богушевской. Там должна была быть "песня ангела". Я не знаю, вошла ли она в спектакль, просто я вспомнил о ней: мне показалось, что это - хороший финал для альбома."

В тот день, когда закончится дорога.
Земля сотрёт с лица золы и кровь,
И станет чистой для Любви и Бога,
Поскольку Бог и есть Любовь.
И все, кому в пути пришлось расстаться,
Забудут боль разлук, оставят страх,
И их сердца навек соединятся
На небесах.

*"И человечество распространится по всему космосу и станет единым потоком лучистой энергии, которая мгновенно пронизывает пространство и время, все знает и ничего не хочет, что является прерогативой Богов". Это слова Циолковского. Все знает и ничего не хочет. Мне бесконечно далеко до этого состояния, я еще много чего хочу и очень много чего не знаю. Я не знаю, почему однажды люди в сутанах (не Боги же!), собравшись вместе, решили, что отныне и вовеки четыре Евангелия станут для всех христиан мира каноном, а остальные - ересью. Как это они за всех нас решили. Я не понимаю, почему, если Бог есть Любовь, основные слова, с которыми мы к нему обращаемся, - "прости" и "помилуй", да еще "побойся Бога".

Я не понимаю, почему во всех четырех Евангелиях Иисус гневался, скорбел, вопрошал, учил, но ни разу не улыбнулся. Я не понимаю, почему ни один добродетельный поступок не толкает тебя к следующему, в то время как пороки плотно связаны друг с другом в одну цепочку (выпил - захотелось курить, покурил - захотелось добавить, добавил - захотелось к девкам и т.д.)?

Я не понимаю, почему мы с таким наслаждением разрушаем себя - хрупкую и единственную машину, данную нам для путешествия по жизни?
Я не понимаю, почему у меня так и не получилось никакого счастья с женщинами, которых я любил больше всего на свете?
Я не понимаю, почему мы так безжалостны к самым близким людям и разводим экивоки со всякими отдаленными мерзавцами?
И почему мы так беспечны?
И почему вдруг от каких-то нот или строк мурашки идут по спине, и слеза просится на глаза?
Я не понимаю, почему перед сном я открываю газету и одновременно включаю телевизор, хотя ненавижу и то, и другое?
И почему, как ни верти, я воспринимаю беседы, идущие в Интернете, как бессмысленное бормотание слепых людей в темной комнате?
Еще я не понимаю, почему человек до последней секунды с такой отчаянностью цепляется за жизнь, которую он и получил-то помимо собственной воли и желания, и совсем она не была хороша, и радости в ней было куда меньше, чем печали, а две-три короткие вспышки счастья оставили после себя разве что горьковатый привкус ностальгии?
Я бы очень хотел все это понять. И еще многое-многое другое. И тогда уже (может быть) - ничего не хотеть."*

Вы можете получить дополнительную информацию об альбоме "И т.д." в пресс-службе "Реал Рекордс" по тел. 214-45-94, 213-52-36, 213-52-38 или по e-mail goodreal@ipc.ru (Светлана Гудёж).

* Здесь и далее курсивом - рассказ Андрея Макаревича об альбоме "И т.д."
* Здесь и далее цитаты из книги Андрея Макаревича "Сам овца"
* Здесь и далее по тексту цитаты из книги Андрея Макаревича "Сам овца"
* Здесь и далее - цитаты из книги Андрея Макаревича "Сам овца"
* Здесь и далее цитаты из книги Андрея Макаревича "Сам овца"
* Здесь - финальная цитата из книги Андрея Макаревича "Сам овца"