НАЧНЕМ С КОНЦА

   Всегда ли фильм, даже запрограммированный на зрительский успех, отвечает высоким критериям художественности? В киноафише много развлекательных лент, это и неплохо. Но по праву ли они заняли столь значительное место на экранах? Задуматься об этом предлагают два отклика на фильмы текущего репертуара в нашей новой рубрике «Не занимайте места!».

   Фильм А. Стефановича «Начни сначала» (сценарий написан им вместе с А. Бородянским) принадлежит к разряду лент о злоключениях «таланта» на пути к «успеху». Зрителю на этот раз предлагается история некоего молодого музыканта, стремящегося попасть в «звезды». Надо сказать, что фильмы о погоне за эстрадным успехом — блюдо, обычное в западном киноменю, предназначенном удовлетворять вкусы «массового» зрителя.

   При отсутствии стойкой отечественной традиции «звездных фильмов» постановщику (в свое время уже обращавшемуся к этой теме в фильме «Женщина, которая поет») не оставалось, конечно, ничего иного, кроме попытки перенесения на нашу почву зарубежных приемов-штампов. В качестве прототипа и исполнителя роли главного героя Николая Ковалева выбран один из самых известных представителей русскоязычной поп-музыки, Андреи Макаревич. Поселяют авторы своего героя в мансарду, с большим, видимо, трудом найденную в Москве (не Париж!). Где же еще жить не признаваемому пока таланту? Понятно и почти полное гордое одиночество его — ни родных, ни друзей (этакий «ковбой» от эстрады, «от всех свободен и не должен никому», как поет он сам в фильме). Даже появившуюся было в мансарде сожительницу (все «как а Париже») наш Коля быстро прогоняет — ему вполне достаточно кратковременных знакомств и бескорыстного обожания некоей юной поклонницы его дарования. Последний персонаж выполняет в фильме двоякую задачу. С одной стороны, Лизавета (М. Полтева) веселит зрителя своей подростково-принципиальной восторженностью и простодушием: защищая кумира от нападок «ретроградов», она слишком часто переходит границы приличия. С другой стороны, от нее мы узнаем, что Николай Ковалев — «поэт божьей милостью», «исповедь поколения», «Некрасов наших дней». Конечно, неумеренные восторги потерявшей голову девчушки сами по себе не многого стоят, но вот бесконечное их повторение в сочетании с уверенностью главного героя в том, что он поэт («легко говорить», но «трудно сыграть, особенно — спеть»!), может, видимо, кого-нибудь ввести а заблуждение. Количество в данном случае вполне способно перейти в качество. И кто-то, быть может, действительно решит, что имя Ковалева — Макареаича вполне позволительно употреблять рядом с именем создателя «Евгения Онегина» (как это делает Лизавета).

   Не один раз возникает в фильме образ В. Высоцкого. Для создателей картины он является, кажется, символом «поэта» вообще. Но совершенно напрасно авторы постоянно сопоставляют с этим символом своего «живого» персонажа. Подобное сравнение Коле явно не на пользу. Не помогают и тексты А. Макаревича, поющего, например, о том, как после закрытия варьете «эти и те станут друг друга искать в темноте», или о том, что «вагонные ссоры — последнее дело, когда больше нечего пить...».

   Нам же хочется начать, так сказать, с конца, попытаться понять, какую все-таки цель преследовали сценарист и режиссер. Если хотели сделать по чужому шаблону местный вариант музыкального фильма о «тернистом пути к успеху», то не следовало, право, так уж хихикать над представительницей армии эстрадных «болельщиков», ведь именно от них зависит прокатный успех подобных изделий. Если же перед нами действительно, как уверяют афиши, «комедия для молодежи» (смеяться, впрочем, в этой комедии особенно не над чем), то а этом случае теряют всякий смысл споры и рассуждения героев о «высоких материях».

   А единственной причиной использования малоизвестных документальных съемок В. Высоцкого придется признать откровенное стремление авторов во что бы то ни стало привлечь к фильму и тех, кому дорог этот актер и поэт. Но тогда непонятно: зачем же одной рукой завлекать зрителя, а другом отпугивать, смеясь над его наивной восторженностью? Это все равно что громкими криками зазывать на базар покупателя, а потом говорить с ним сквозь зубы, набивая цену себе и товару.

Александр ФОМЕНКО


Андрей Макаревич в роли Ковалева.