Прямой эфир радиостанции «Маяк» с Андреем Макаревичем 07.09.03.

Наш гость – коренной москвич, Андрей Макаревич. Андрей Вадимович, здравствуйте!

Здравствуйте! С праздничком!

Огромное Вам спасибо, что Вы нашли время для радиостанции «Маяк»,  и самое главное, что в этот праздничный день пробрались, огородами, на улицу Пятницкая  без промедления и без опоздания. Вас я тоже поздравляю с праздничком..

Спасибо.

Скажите пожалуйста, как Вы вообще относитесь к этому празднику, празднику города? Потому что вот мы проехали сегодня по городу, город прекрасный, город красивый, нарядный, убран, цветов масса, а вот Ваше отношение к такого рода празднику?

Да Вы уже все сказали, практически. Я вообще праздники люблю.

Но этот праздник действительно для Вас праздник, или просто выходной день?

Да приятно, когда люди радуются. Я еду мимо, по Кутузовскому, мимо Горы Поклонной, вижу – красотища, гуляет народ, веселятся, приятно посмотреть.

А Вы сами, если бы намечали маршрут прогулки по своей Москве, что бы это было прежде всего?

Ооооооххх... Я, честно говоря, давно пешком по родным местам не гулял.  Потому что начинают подходить, дергать и... трех человек я еще могу с юмором воспринимать, а потом у меня уже настроение портится.

Нет, ну так вот, есть «дорогая моя столица, золотая моя Москва», вот какие-то определенные места... Вы родились напротив Пушкинского музея, например... Или  какие-то помятные места, Арбат...

Там уже очень сильно все изменилось. Арбат очень сильно изменился. А вот замечательные места в районе архитектурного института, это где-то в промежутке между Сандуновскими банями, Бульварным кольцом, вот эти переулчки они как были, так и остались. Там очень симпатичные места есть.

У каждого, конечно, своя Москва, и мы еще поговорим об этом и с вами, уважаемые слушатели, вы можете позвонить нам в студию, телефоны нашего эфира 959-4192. Ваши телефонные звонки сегодя принимает режиссер программы Татьяна Седлецкая, милости просим, участвуйте в беседе, ваши вопросы – Андрею Макаревичу. Как я уже сказала, что сегодня у нас замечательный день, потому что Андрей Вадимович пришел не с пустыми руками – это новые песни, которые мы сегодня  будем слушать, и это новый проект, о котором мы поговорим. Давйте начнем программу с премьеры.

Ну давайте начнем с песни, а потом я вам расскажу, что это такое вообще. Да?

Звучит песня «Брассенс и Бернес»  ("Пока мотор стучит и ноги носят")

«На одичавшем белом свете» Бернес и Брассенс. Мы договорились, что, Андрей Вадимович, Вы расскажете, что это такое за проект. Но обычно Вы всегда говорите следующее ( о любых проектах, не связанных с «Машиной»): в них слышно то, чего мне чуть-чуть не хватает в «Машине». Что слышно сегодня?

Я думаю, что здесь даже больше чем обычно, потому что это для меня работа очень нетипичная. Здесь нет ни одной моей песни. Все эти песни написал человек, которого зовут Марк Фрейдкин, он москвич. И я, в общем, услышал его песни довольно случайно. Потому что, по моему ощущению, он хорошо известен в очень узких кругах, и я поразился изяществу и мастерству, с которым эти вещи написаны, и мне стало обидно просто – что же вот такие прекрасные стихи и музыка, и это никому неизвестно. И я решил записать альбом такой...

То есть, и музыка тоже его?

И музыка его. Потом к проекту стали присоединяться... Но вообще, идея даже была Максима Леонидова, мы с ним вместе слушали, он говорит: давай пластинку сделаем? И стали вдвоем прикидывать, как это все аранжировать, потом Маргулис зашел Женя: «О!Дайте-ка мне вот эту песню спеть», «Ну заходи».Дальше как было в сказке про «Теремок». Потом Свиридова Алена пришла, говорит: «А что без меня? Я вот эту песню давно спеть хочу» И в общем вот так набралось народу довольно много там... Таня Лазарева, которая, в общем, помогла тоже. И называется эта пластинка очень изящно. Она называется  «Тонкий шрам на любимой попе», по одноименной песне, которую мы сегодня покажем обязательно, и выйдет она 15 октября и ознаменовано это будет концертом в театре МХАТ, где это, собственно, живьем и будет показано и сыграно.

Эка у вас! То Вы работаете в Театре Оперетты – ни больше, ни меньше, теперь еще МХАТ.

Ну в Оперетте я был первопроходцем, а во МХАТЕ уже довольно давно «проходец»

Ну Сукачев там работал...

Там делали концерты и  ЧАЙФ, и Гребенщиков, я специально зашел посмотрел, как это получается, и оказалось, что прекрасная атмосфера, и вроде бы вот этот театральный интерьер, он как раз дает то, чего мне на некоторых рок-н-ролльных концертах не хватает. И звук там очень хороший, и сидеть там удобно, в общем, мне там очень понравилось...

И атмосфера камерности – с одной стороны, с другой стороны – театральности.

Да, совершенно верно.

А вот скажите... Вот вы сказали, что сначала Леонидов, потом Маргулис, потом Свиридова, потом Таня Лазарева, и в результате получается, так что они в своей жизни эти песни уже знали и слышали, или просто на огонек, или влюбляли?

Просто на огонек практически. Практически на огонек. Достаточно один раз послушать, чтобы понять, что это такое.

А Вы случайно познакомились с этими песнями?

Я случайно познакомился, потому что... когда-то у меня была кассета, где Марк сам пел свои переводы Брассенса, он вообще-то переводчик, он литератор, он переводчик с французского. Он мне тогда очень понравился, но это была такая скорей бардовская музыка, я подумал: «какие стихи симпатичные», на этом все закончилось. Потом на концерте групы «Гроссмейстер» я услышал песню «Печальный Шура», которую мы вам сейчас заведем. Я говорю: «Ребята, это вы сами написали?» Они говорят: «Нет, это такой дяденька есть, Марк Фрейдкин». Я говорю: «Познакомьте меня с ним», они говорят: «Хорошо». Проходит какое-то время, мне сам Марк звонит, говорит: «Здравствуйте, Андрей, вот я такой-то, я послушал вашу пластинку «И Т.Д.», мне очень понравилось, и, по-моему, мы  делаем с вами близкие вещи, приходите в гости, выпьем, пообщаемся...» И вот так это все получилось.

Давайте ответим на телефонный звонок.

Давайте.

Здравствуйте, с праздником вас, с днем города. Счастья, здоровья...

Спасибо, и вас так же!

Я хотел бы узнать, какие вы новые песни пишете и исполняете?

Исполняю – вот как раз то, что мы будем сегодня слушать, я как раз про это рассказываю, помимо этого, пишутся песни для альбома «Машины времени», но не очень быстро все это идет, поэтому я не могу сказать, когда он выйдет. Ну вот, как-то так...

Ну и обещанная премьера.

Значит, песенка, которая называется «Печальный Шура», это реальный персонаж...

Реальный в жизни автора?

Да. На самом деле это бас-гитарист группы «Гроссмейстер», он действительно служил в Чарткове, в армии. Поет Алена Свиридова, Максим Леонидов ей помогает.

Звучит песня «Печальный Шура»

Вы слушаете радиостанцию «Маяк», программа «Звездная гостинная», в студии Оксана Таран и наш гость Андрей Макаревич. Андрей, мы должны ответить на телефонный звонок, он из Санкт-Петербурга.

Здравствуйте. Я рада слышать Андрея Вадимовича вновь по радио. Просто счастлива. Андрей, очень благодарна за ваши песни, в юности, помню, уходили на «Машину Времени» с лекций, такие мудрые оптимистичные песни, прямо со мной по жизни идут.

Спасибо.

Желаю вам таких же песен, даже лучше, только чтобы побольше оптимизма в них... Потому что те песни, которые вы сейчас исполняете, новые, грусть в них, наверное, с годами которая приобретается, наверное, слышна.

Спасибо огромное. Я не считаю, что грусть и пессимизм – это одно и то же. Я люблю грустные и светлые песни. Вот мы сейчас, наверное, такое и послушаем. Это «Песня про отца», написал ее тоже Марк Фрейдкин, я ее очень хотел спеть сам, но Маргулис у меня ее отобрал. И по-моему, в общем, не зря это сделал. Потому что у меня такое ощущение, что он раскрылся совершенно с новой стороны, как вокалист.

И вновь премьера на «Маяке»

Звучит песня «Песня про отца».

Продолжаем программу «Звездная гостинная» и я спешу напомнить тем, кто, возможно, только что настроил свои приемники на волну радиостанции «Маяк», что с вами Андрей Макаревич сегодня в этот праздничный день, и в студии, как всегда, Оксана Таран. Мы продолжаем беседу о новом музыкальном проекте, который объединил Андрея Макаревича, Евгения Маргулиса, Алену Свиридову, Максима Леонидова, Татьяну Лазареву на любви, или влюбленности в стихи Марка Фрейдкина. Правильно?

Точно!

Скажите, пожалуйста, Андрей, когда вы впервые послушали эти песни, жаргон немножко не резал слух? Жаргонные слова, те которые в бытовой жизни мы произносим с легкостью, а музыка, по-моему, их выпячивает немножко...

Абсолютно не резал. Здесь все зависит от наличия или отсутствия чувства юмора у человека. Я как-то с детства рос в кругу людей, которые этим чувством обладают в полной мере, и сам себя к ним отношу. Остальные мне люди менее интересны, так что, вот это все, что я могу сказать на этот счет.

Уважаемые слушатели, есть возможность задать вопросы Андрею Макаревичу. У нас уже есть телефонный звонок, давайте ответим.

Давайте.

Але, доброый день! Меня зовут Михаил. Поздравляю всех с праздником Москвы. Вопрос к Андрею Макаревичу. Андрей, расскажите, пожалуйста, о своих родителях. Они имели отношение к музыке? Спасибо.

Они имели отношение к музыке внутреннее, они не были музыкантами. Но отец прекрасно играл на фо-но, импровизировал замечательно, очень  любил джаз, хотя нот он не знал. И, наверно, то, что я с каких-то самых детских лет помню всю хорошую музыку, которая у нас дома играла, наверное, вот это меня в общем и направило по той дорожке, по которой потом пошел, потому что музыку он играл превосходную.

Это было домашнее музицирование, или это были пластинки, слушали?

Нет, просто пластинки – он приходил с работы и сразу ставил, собирал серию «Вокруг света», тогда вообще было трудно что-либо достать из музыки, тогда только выходил «Вокруг света», где была современная зарубежная музыка, классики было много, джаза почти не было, но потом он стал ездить в командировки, и в общем, он все деньги тратил на пластинки, и еще потом позже на гитары мне...

А где эта коллекция, вы ее сохранили или утеряна?

Ее очень немного сохранилось, потому что винил он не вечный, и он не долго живет, часть из этих альбомов я смог найти уже на CD, а часть так и не смог найти, искал по всему миру...

А что вот вы искали по всему миру, какое из произведений?

Ну я могу сказать. Вот есть такой Гордон Дженкинс, музыкант американский, вот значит, его хор и его оркестр, пластинка называется “I Live Alone” «Я живу одна», это 67-й где-то год, вот она не переиздавалась с тех пор, мне бы страшно хотелось ее иметь.

Уважаемые радиослушатели, Андрей Вадимович, у вас есть редкая возможность обратиться к тем, кто слушает маяк, может быть, у кого-то дома, в коллекции, лежит эта пластиночка и может быть, буквально следующий звонок – и, может, с удовольствием, человек вам ее подарит...

Да я готов переписать даже, дарить не обязательно...

Уважаемые слушатели, может быть, действительно, в коллекциях вашей матушки или бабушки, или вообще в семейных фонотеках, хранится эта пластиночка, которую Андрей Макаревич разыскивает по всему миру, по всему свету, и, может быть, вы сделаете ему приятное. Он перепишет и отдаст – под честное слово.

Клянусь!

У нас есть еще один телефонный звонок, давайте ответим.

Здравствуйте, меня зовут Анна.

Здравствуйте.

Андрей Вадимович, с праздником вас.

Спасибо.

Я хотела бы задать такой вопрос. Я слышала, что у группы «Машина времени» существует продвинутый мощный клуб, фанатов, который регулярно собирается летом. Можно ли узнать, как к ним присоединиться, и вообще, как их найти?

Очень просто. Есть два сайта, собственно, один www.mashina.ru  , а если вы там выходите в форум, то есть еще один сайт www.mashina-vremeni.com и там есть вся информация, по-моему, как их найти, как с ними связаться... У меня, к сожалению, почти не бывает времени с ними общаться, они меня все время приглашают на эти свои слеты, но у меня не получается. А вы посмотрите, залезьте в Интернет.

Удачи поклонникам группы «Машина времени». На будущий год, насколько я знаю, у вас юбилей грядет...

Юбилей.  Как это ни ужасно, я ненавижу юбилеи, но их два.

Ну и ваш собственный.

Мой собственный, 35 «Машине», будет происходить в июне месяце следующего года, но мы уже знаем, что мы будем делать концерт на Красной Площади, постараемся его сделать большим и веселым.

А себя любимого чем порадуете?

Себя? Вот ужас... Вся неправильность-то в том, что, вроде, день рождения, тебя должны все чем-то радовать, а ты вместо этого бегаешь, как дурак, придумываешь, что бы такое устроить, чтоб всем было хорошо, устаешь, как собака, потом еще народ расходится не очень довольный, говорит, «нет, в прошлом году лучше гуляли!» Вот это обидно ужасно.

Ну что-то придется делать, да?

Я думаю, что, вот этот мой день рождения, я , собственно, уже знаю, как он будет проходить. Я знаю, где, могу даже сказать, что он будет проходить в концертном зале «Россия», но билетов не будет в продаже, я просто приглашаю туда друзей своих и исключительно из них будет состоять аудитория, и для них, конечно, я приготовлю специальную программу, может быть, это покажут потом.

Целый концертный зал «Россия», столько друзей? Там сколько мест? На 2 с половиной тыщи?

Нет, вы знаете, там будет меньше мест, потому что я, все-таки, воспитан  в традициях привычных: люди должны сидеть за столами....

Ну до декабря еще далеко, а пока отвечаем на вопросы наших слушателей. Алло!

Здравствуйте, Оксана, здравствуйте, дорогой Андрей Вадимович.

Здрасьте!

Это, Андрей Вадимович, говорит Иван из Москвы, мне 26 лет в этом году исполнилось. Я являюсь поклонником вашей поэзии...

Спасибо!

...вашей музыки и вашей группы с 90-го года, с удовольствием слушаю многие ваши песни а также есть дома кое-что из ваших стихотворений, я вам очень благодарен за то, что вы так прекрасно сыграли в «Тихих омутах»...

Спасибо!

...и что я желаю спросить. Сначала я поздравляю Оксану Таран, и Андрея Вадимовича, и всю группу «Машина времени», и всех радиослушателей и сотрудников радиостанции «Маяк» с днем города.

Спасибо! И вас так же!

Вопросы такие, почему в ваших концертах звучит очень мало песен, которые вы сочинили в 80-е годы, а  у вас там много прекрасных песен, это первое, а второй вопрос, собираетесь ли вы возродить такую интересную программу «Под абажуром», это была очень интересная программа, а также желаю поблагодарить за программу морской зоологии, это тоже очень интересно. И почему вы, Андрей Вадимович, редко приглашаете в программу «Смак» наших известных спортсменов и спортсменок, которые тоже умеют готовить. Спасибо.

Пожалуйста...  Ну не так редко. Спортсмены бывают у меня часто, ну, в среднем, раз в месяц у меня бывает кто-нибудь из спортсменов. Что касается «Абажура», мне он тоже очень нравился, но не я решаю, есть руководство канала, которое само решает, какие программы сегодня нужны, а какие нет. Они отказались в свое время. Что касается старых песен «Машины» - не скажу, пожалуй, сейчас, во всяком случае, в программе, которая называется «Просто «Машина», там как раз такая ретроспектива, начиная с 70-го года и, наверное, там абсолютно поровну и древних песен, и не очень древних, и недавно написанных.

Так сказали – древиних...

Ну древние... 30 лет назад – уже древние, в общем-то.

Продолжаем беседовать в студии радиостанции «Маяк» «Звездная гостинная»...

А песенку-то будем слушать?

Обязательно. Послушаем песню, и я напомню номера телефонов, напомню, что мы сегодня беседуем с Андреем Макаревичем, о новом проекте. О новом проекте, который называется...

Она называется «Тонкий шрам на любимой попе», и песня с этим названием...

Да-да! Обязательно послушаем ту песню, которая дала название именно этому альбому...

Мы ее сейчас услышим. Это по поводу оптимизма... Кто-то тут сокрушался, что его не хватает, а вот по-моему, фонтан оптимизма. Мы поем вместе с Максимом Леонидовым, Таня Лазарева сделала там бэки, замечательные по-моему.

Звучит песня «Тонкий шрам на любимой попе»

У нас есть один международный звонок... Але!

А он уже соскочил!

У нас есть еще один звонок. Але, здравствуйте.

Здравствуйте! Я хочу поздравить, во-первых, с праздником города и Светлану и Андрея...

Оксана меня зовут...

Оксана, извините, пожалуйста.

Спасибо, и вас так же.

 А вопрос у меня вот какой. Знаю, что Андрей очень много... и передачи ведет, и песни пишет... как он находит время на все это, чтобы заниматься всем этим?

Черт его знает! С большим трудом, честно вам скажу. Пока получается.

Какая-то книга в ближайшее будущее увидит свет? Да, я, кстати, с удовольствием недавно перелистала книжку «Семь тысяч городов»...

Вот выйдет как раз книжка дополненная, потому что «Семь тысяч городов» вышла года три назад, с тех пор появились какие-то новые стихи и песни, так что, я еще не знаю даже, как она будет называться, но в общем новая книжка со стихами будет.

Там тоже будут и стихи и песенные стихи? Тоже этот принцип вы сохраните

Думаю, что да.

Программа «Звездная гостинная» с вами продолжает беседу, и я хотела бы, Андрей Вадимович, спросить о кино. Насколько я знаю, ...вот мы беседовали с вами, регулярно, мы обычно, осенью, как складывается, в начале учебного года встречаемся..., были планы снять кино, и я знаю, что вы вроде бы рискнули попробовать себя в роли продюсера.

Новый фильм снят. И он был сделан по заказу 1 канала, и 1 канал его получил, так сказать, наши отношения на этом закончены. Теперь я сижу и жду вместе с вами, когда он будет в эфире. Я знаю, что решили сначала выпустить его на видеокассетах и они должны появтиться вот-вот.

Ну давайте тогда расскажем во-первых, что за фильм.

Фильм по мотивам книжки Тучкова «Танцор», там замечательные работы есть актерские, но эти имена вам пока ничего не скажут. Там известные артисты снимаются в эпизодах, а главные роли играют.... вот такая задумка была, на самом деле...

А по жанру фильм?

Это такой несколько мистический детектив. Шесть серий, и я очень надеюсь, что на 1 канале в октябре он появится у нас.

А кто режиссер фильма?

Дмитрий Светозаров.

Значит, мы будем ждать выхода этого фильма... Да! И название – «Танцор»?

«Танцор», да.

Уважаемые слушатели, обратите внимание.
 У нас есть еще один звонок. Але!

Меня зовут Марина, я хотела бы поздравить всех с праздником, а к Андрею у меня вот такой вопрос. Вот скажите пожалуйста, есть такое выражение «О вкусах не спорят», а вот какая тема для спора может заинтересовать вас? Спасибо.

Я вообще не люблю спорить. В споре один негодяй, а другой дурак, обычно. Я люблю что-то узнавать.Ну что спорить? Если что-то знаешь, ты можешь об этом сообщить. А бить себя кулаком в грудь, кричать, да нет, это так, а не иначе, по-моему, это в детстве все происходит, в порядке самоутверждения.

Спор – это самоутверждение?

Конечно, а что ж это еще?

И как вам профессия продюсера? Самое главное хотела узнать.

Это очень тяжело, потому что продюсер – это прокладка между режиссером и заказчиком. И вот у всех амбиции, у всех свой взгляд на то, как это должно быть, и у каждого своя правда, и ты, значит, должен все время держать их в балансе, чтобы не произошло скандала, чтобы режиссер...

А скандал это, практически, наверняка, ежедневная ситуация...

Я старался как-то все это смягчать и до этого не доводить, потому что, ну, грубо говоря, посередине работы выясняется, что режиссер себе эту картину видит так, а заказчик ее хотел видеть несколько иначе, ну и куда уже деваться? Значит, режиссеру приходится делать так, как это видит заказчик, при этом он наступает на горло своей песне, и я вот между этим всем нахожусь. Но, тем не менее, получилось.

Ну и каково?

Посмотрим. Нет, находиться там противно.

Ну а стоило?

Стоило, безусловно, в плане познания. Конечно, конечно. Потому что, одно дело – знать это все со стороны, а другое дело окунуться во все.

Если будут такого рода опыты, рискнете еще раз повторить?

Не знаю, опыт показывает, что два раза одна и та же ситуация в точности не повторяется. Поэтому, наверняка что-то будет не так. Посмотрим, что зря говорить.

Но все же профессия продюсер – есть.

Тяжелая. Очень тяжелая. Честно скажу, очень тяжелая. Грубо говоря, если вот к этой пластинке вернуться, да, к сегодняшней, то я тоже здесь выступаю, в общем, как продюсер, не только как певец. Потому что, собственно, я это организовал,  в результате.

Представляйте песню. Она называется...

Песенка смешная, она называется «День рождения», поем мы с Максом Леонидовым.

Звучит песня «День рождения».

Уважаемые слушатели, огромное вам спасибо за звонки, нам уже позвонил один из уникальных коллекционеров московских и предложил свои услуги. Поэтому, Андрей Вадимович, назовите еще раз пластинку.

Пластинка Гордон Дженкинс, его хор и оркестр, «I Live Alone» («Я живу одна»), там такая женщина на обложке с кошкой у окна сидит, год предположительно 67-68.

Позвоните по телефону нашего эфира, очень обяжете нас.

Андрей Вадимович, спасибо вам огромное за рассказ о вашем новом проекте, о вашей новой продюсерской работе, уважаемые слушатели, надеюсь, что до скорой встречи, а заканчиваем мы одной из песен...

С предыдущей пластинки.

«И Т.Д.»

«Песенка про счастье»

Звучит «Песенка про счастье»
---------------------------------------------------------------
Расшифровка и распечатка интервью  - Red Rose