Отчет о концерте Андрея Макаревича и Оркестра Креольского Танго в театре Оперетты

(Автор - DK)

 

Посчастливилось мне побывать на концерте-презентации альбома "И Т.Д." Андрея Макаревича и Оркестра Креольского Танго. Происходило это все в театре Оперетты, том самом, в котором сейчас ежедневно идет мюзикл "Нотр дам де пари". После ужасных событий с аналогичным мюзиклом в другом театре, все это мероприятие казалось под знаком вопроса. Кстати говоря, по словам АМ, часть вырученных денег за концерт поступит в помощь пострадавшим. 
Зал, надо сказать, с точки зрения меня, как зрителя, не самый удачный. Это старый театральный зал с колоннами в самых неподходящих местах, поддерживающими бельэтаж и балкон. И одна из этих колонн, естественно, была прямо напротив меня! :) А поскольку свободных мест не было видно вообще (и пересесть не было возможности), пришлось сидеть весь концерт как змея, изгибаясь и чуть нависая над сидящей рядом дамой. Она, к счастью, вся "ушла в бинокль" и на окружающих (в том числе и меня) никакого внимания не обращала. Но это, пожалуй, единственная негативная сторона (не считая еще цены на билет). :) В остальном же все было замечательно, да и про эту несчастную колонну я забыл уже во время первой песни.
Порядок песен я помню очень смутно, так что просто перечислять не буду - оставлю это интересное занятие для более внимательных. Расскажу лишь о своих впечатлениях. 
Мне, как человеку, еще не бывавшему на сольных концертах АМ все показалось необычным. Вот "Машину" я видел живьем, и не раз. А сольным творчеством АМ заслушивался дома. Хотя, периодически порывался пойти, но как-то не складывалось - то одно, то другое. Вот на концерт с Кварталом в "России", например, даже билеты купил, а его отменили... А уж как я хотел "Папоротник" живьем послушать! Можно считать, что мечта эта сбылась, дальше будет ясно, почему. 
И вот я в зале. На сцене инструменты, никаких декораций, и выглядит все бедновато. Но вот гаснет свет и на сцене обнаруживается множество прожекторов, светящих в центр сцены. И картинка моментально превращается в сон. Выходит АМ с оркестром. Андрей совершенно другой (по сравнению с концертами МВ). В костюме, стильный, солидный... Такой шансонье-джазмен. В общем, вкус был виден во всем. Даже глупые выкрики из зала во время концерта (типа "спой Поворот") он игнорировал совершенно спокойно. Оркестр очень соответствовал. В нем действительно чувствовался какой-то джазовый дух. Потрясающий состав - практически все мои любимые инстументы: скрипка, фортепиано, контрабас, аккордеон, ударные, труба и, собственно, гитара АМ. И первоклассные музыканты. Скрипач Александр Антонов, кроме уже увиденного в клипе "Тем, кто ушел" потрясающего соло на скрипке, которая звучала там не хуже электрогитары, играл на ней также то в стиле а-ля банджо-балалайка, то превращал ее в гитару, то извлекал из нее пронзительные звуки, скрипы вместе с трубачом Александром Дитковским. Что и говорить, музыканты, все до одного просто виртуозы. Клавишник Евгений Борец справлялся с фортепиано и синтезатором одновременно, причем, одинаково виртуозно. Аккордеонист Александр Бакхаус во время одного из особо быстрых пассажей (кажется это была кадриль "про счастье") даже сломал "нотку". Из-за этого, кстати, пришлось немного изменить программу и, пока аккордеон чинился, АМ спел почти под одну гитару песню А.Вертинского "Пыльный маленький город". 
На сцене стояла бас-гитара. Она себя проявила только один раз за весь концерт. На ней сыграл контрабасист Сергей Хутас. Это была инструментальная композиция на тему "Солнечного острова", которую они сыграли в совершенно джазовом варианте одни, без АМ. Надо сказать, что от, собственно, "Солнечного острова" там мало, что осталось и я бы никогда не узнал его в этом инструментале. Но зато драйва было!...
А вот та потрясающая композиция "Нашим лодкам..." погрузила меня в какое-то другое измерение. Это даже не песня, а такое напевное чтение стихотворения и на его фоне не четко нарисованная мелодия, а нечто странное. Скрипы, пронзительные стоны, вздохи от скрипки, аккордеона и трубы. Барабанщик Сергей Остроумов то ли что-то шурша замешивал на барабане, то ли извлекал звук из каких-то необычных перкуссий. Все это создавало то самое пространство, о котором говорил АМ. Плюс дымка, движущаяся в лучах прожекторов. Да и само стихотворение потрясающее. Когда я впервые услышал его, оно даже заставило меня прослезиться впервые за долгий срок, а это не так-то просто. Глубокое, наполненное пронзительного чувства...
А вот на более веселой "Через стекло" Макаревичу подпевала Алена Свиридова. Своим появлением она, несомненно, украсила сцену. Что до вокала, то люди особо ревностно относящиеся к творчеству АМ могут не беспокоиться - во-первых, это был всего лишь бэк-вокал, а во-вторых, все это звучало очень даже прилично. И потом симпатичные девушки, подпевающие на сцене маститым рокерам - это совсем не новость. Взять к примеру того же Joe Cocker'а... Единственное, для меня осталось загадкой, почему она подпевает именно в этой песне. Там, где "порой зеленою влюбленный был в Алену я" было бы логичней. :)
А песня "Через стекло", действительно веселая по музыке и достаточно серьезная, если не сказать грустная, по содержанию. Такое сочетание вообще мне показалось характерным для этого альбома, этакий "грустный джаз". Вообще, очень хорошее сочетание. Хотя к, собственно, джазу отношение имеют не все песни.
Хорошая песенка "Море любви". В припеве намеренно примитивная, видимо, чтобы создать ощущение той эстрады в парке в солнечный день, о которой рассказывал АМ в презентации на радио. Очень порадовала версия "Музыканта" Б. Окуджавы. Я ее помню еще по фестивалю памяти Окуджавы, где АМ пел, кажется, с "Папоротником". Потрясающая аранжировка.
Такой же грустный джаз в "Наливай" и "Вот и всё". Мудрые слова и красивая музыка. "Никогда я не верил в то, что Господь создал этот мир для людей, потому что без них он настолько хорош, что не передать..." А после "Наливай" со словами "не надо песен, если можно, поставьте джаз" начинается потрясающий джазовый инструментал и хочется уйти в этот джаз с головой. Я постоянно говорю "потрясающий" просто потому что именно это слово крутилось в голове после каждой песни. И честное слово - каждой новой песне хотелось апплодировать сильнее чем предыдущей. 
Много еще было хороших песен. Сыграли многое из "Женского альбома", который я так хотел послушать живьем. Перед некоторыми песнями Андрей читал свои стихотворения. Получались интересные аналогии с текстами самих песен. К примеру сочетание стихотворения "Между раем, землей и адом..." и песни "Пустым обещаньям...". Было и уже знакомое по "Женскому альбому" "Когда на постылой веревке...". Жаль только нет записей стихотворений на новом альбоме.
Порадовали песни "У ломбарда", "Паузы" и "Пооткрыли вновь церквей". С такой аранжировкой они, по-моему, многое приобрели. А из "машинного" игралась "Он был старше её", сильно измененная.
Но вот концерт заканчивается. "Вот и все..." АМ с оркестром поклонились, ушли. Но скоро вернулись на бис. Сыграли "Когда простым и теплым взором...", чем окончательно зарядили зал позитивным настроением. Финал.
А дальше был влажный московский вечер. И отражения фонарей на мокром асфальте. И в этих тусклых огоньках чувствовалась только что услышанная музыка. Грустная, веселая, меланхоличная, жизнерадостная, лиричная... Разная, но главное - светлая и потрясающе красивая.
Ну И Т.Д...


ЗАПИСКИ ЭГОИСТИЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (иТ.Д.)

(Автор - Veresk)

- Это просто ужасно!
- Да, Вы правы – гениальные ребятки!

(из разговора двух критиков)

”я прошу Вас – не надо песен,
Если можно – поставьте джаз”

(спето А.Макаревичем)

”давайте так – мухи отдельно, слова отдельно, музыка отдельно…”
(по мотивам Bluesman’a)

не знаю кого как, а меня в новом проекте Макаревича заинтриговала идея использовать джазовых музыкантов. ну, и конечно, еще жива была в памяти замечательная работа "Папоротника" в "Женском альбоме" - короче, мне хотелось просто хорошей джазовой музыки, гарантированной вкусом и взыскательностью Андрея Вадимовича...
и совершенно не хотелось даже задумываться на тем, как специфический вокальный стиль А.В.М. будет сочетаться с джазовыми композициями
дело в том, что мое поспешное приобретение билета на страшно неудачное место, навело меня на мысль, что надо расслабиться, ни о чем не думать, ничего не хотеть и просто получить максимально возможное удовольствие сначала от рассеянного ожидания концерта, потом от самого концерта и, далее, по обстоятельствам, от диска...

итак, начну с концерта
а так как он немного задерживается, то я себе позволю
ненужное отступление в сторону вешалок
с чего там, говорят, начинается театр? ...ага, вот именно - для зрителя - с перехода из трудового города в удобное кресло, где ДЛЯ НЕГО будут...
вот, к слову, здание Московского Театра Оперетты, где проходил концерт, всегда поражало меня своей органической способностью разделять на этом переходе социально-финансовые слои общества с точным указанием места каждому
если Вам доведется еще там побывать, обратите внимание на замысловатый лабиринт лестниц и буфетов, которые предназначены для максимального разведения в пространстве посетителей партеров, бельэтажей и ярусов, на поразительные градации в обшарпанности стен, неухоженности туалетов, размеров обмылков на раковинах, замусоренности лестничных пролетов и шаткости буфетных стоек
возможно, во мне говорит всего лишь нищенская злоба обладателя самого дешевого трехсотрублевого билета, однако и Вас, смею думать, покоробило бы зрелище стесненных в крохотном зальце с двумя замызганными креслицами интеллигентных скромно одетых людей, ожидающих после первого звонка открытия двери в зал
ну, со своим крайне боковым местом я уже, чувтвую, Вас достаю окончательно... тогда прибавлю быстренько еще (вот как раз уже изменяется освещение в зале), что световое оформление, действительно, было хорошо
только зрителям верхних ярусов это было трудно заметить, так как их большую часть времени изрядно освещали со стороны сцены
а звук… звук оказался безупречным даже в моем углу!
ну и поскольку я здесь, чтобы слушать - мне все-таки повезло в этой жизни!

и вот они вышли на сцену...

одна из особенностей моего восприятия новых песен в том, что я почти не замечаю текста, а слышу интонаци вокалиста и музыку. иногда с первого раза я не могу даже вспомнить о чем там была речь и поэтому, наверно, очень люблю всякие проигрыши...
первые три песни с нового альбома исполненные в начале (“Начало”, ”Тем, кто ушел”, ”Наливайка”) сразу вызвали у меня какое-то смешанное чувство – что-то ускользало, что-то как будто тянуло в разные стороны… пока Андрей Вадимович сам не подсказал ответ: “…я прошу вас – не надо песен, если можно, поставьте джаз…” и элегантный пригрыш…

потом, однако, это чувство пригасила одна новая песенка.
со второй попытки (первая была после ”Тем, кто ушел”) прозвучала “Через стекло” – песня из серии “на злобу протекающего” - по мотивам одноименного унизительного зрелища. хороший фельетонный текст, обрамленный подвижным мотивчиком исполнялся совместно с Аленой Свиридовой, которая, как было точно подмечено, послужила бэк-вокалом (хотя для бэка было бы лучше использовать два голоса, а не один). вообще-же, на мой потребительский вкус, дополнительный вокал здесь был вполне уместен, даже можно было бы его усилить.

но в полной мере разрыв между вокальной частью и музыкальной ощущался на "Музыканте" Окуджавы. я довольно хорошо знаю эту песню и поэтому первые же аккорды вступления привели меня в крайнее замешательство, а далее... далее музыканты были на высоте и чарлстон летел легкий, живой и…
…совершенно чуждый окуджавинской лиричности стиха и сюжета. вышел неудачный для меня прикол - хорошая музыка прихлопнула то, что меня больше всего трогало в этой песне
а между тем, истинно окуджавской прозвучала первая фраза “Пустым обещаньям и сказкам не верьте…”. эта мягая светлая оборотка “Места где свет” хорошо проявила трогательную близость Макаревича и Окуджавы…

ну и уж до кучи - об авторском исполнении: Макаревич с любовью исполнил "Бал Господень" ("в пыльный маленький город, где Вы были ребенком...") Вертинского. но, кажется, именно эта любовь и удержала А.В. на невообразимо тонкой грани между изящной декоративной композицией и пошловатенькой кабацкой песенкой. да-да, на той самой грани, на которую первым выбрался сам Александр Николаевич благодаря своему артистизму и в соответствии со стилям того времени.
но я думаю, что тут дело еще и в самой этой песне – она гораздо дальше от сегодняшнего дня, чем замечательно исполняемый А.В.М. “Желтый ангел”
(кстати, на выходе с концерта случайно слышу: "Нет, про платье Макаревич сам сочинил. Это он Вертинскому подражает" - убеждает красивая дама своего солидного спутника.)

а вот композиция по "Солнечному острову" ("Ты или Я") привела меня в крайнюю степень хорошести настроения
оставленные Макаревичем наедине с публикой, ребята мастерски показали как классический джаз может развеять туман над солнечным островом

на мой плебейский вкус, джаз, да и, вообще, хорошо стилизованный инструментал не очень располагает к грусти и философии во время его исполнения. по крайней мере, лично меня он просто увлекает подальше от мыслей - в игру звуков, ритмов, интонаций и эмоций
поэтому чуть насмешливый вальс “Море любви”, извините, привел меня в праздничный восторг. тут, кстати сказать, слова, исполнение и музыка очаровательно гармонировали. (а может это еще и от того, что со своими всеми мелочами эта песня совпадает с моими пожизненными отношениями с этими боязнями и дырами и “мы с песней уходим на дно” )

в свое время, когда мне сказали, что Макаревич споет “Песенку про счастье” (у меня это называлось стишком про стеклышки), меня кольнуло любопытство, так как не удавалось подставить его традиционные мотивы и интонации. и услышанная кадриль у меня вызвала легкий радостный смех. нет, серьезно – мозаика из прелестных музыкальных кусочков из детства нашего и, даже, наших родителей – как нельзя лучше отражает “секретики” (так у нас назывались закопанные на счастье под стеклышками фантики. цветы, монетки и прочие драгоценности)

кстати, припомните-ка - что происходит в разговоре, когда один из собеседников произносит: “вот и все…”?
вот и на концерте так получилось – спели расслабляющую прощальную “Вот и все” и…
…и продолжили концерт как ни в чем не бывало – разнообразно и энергично

вот на концерте Андрей Вадимович с иронией заметил, что старые знакомые песни гораздо легче воспринимаются публикой… а, между прочим, действительно, было очень приятно услышать “Бесплатно только птички поют”, “Тарусу” , “Когда простым и нежным взором…”, “Когда ее нет”, “Паузы”, и даже “Перекресток”, “Варьете” и “От меня к тебе” (последняя, в несколько огрубленном варианте)
(простите – у меня очень плохая память, но мне сейчас мерещится, что там еще были “Картонные крылья любви” , “У ломбарда” и “Пооткрывали вновь церквей”)

а еще там были стихи… м-да… приятно, однако…

да, концерт удался… да-да, удался… хороший получился… да, отличный концерт!

можно и дисочек прикупить…

то есть сейчас-то диск у меня уже есть и прослушан в традиционной манере (первый раз – сразу после пробуждения в выходной день, и потом - с перерывами несколько раз в разном порядке)

вот впечатления относительно концерта кое-где сместились чуть-чуть.
во-первых, из-за, извините, концепции, которая здесь становится видна
во-вторых, больше деталей
в-третьих, больше деталей и ньюансов успеваю услышать
жалко, жалко, что нет тут “Солнечного острова”
и нет стихов (а ведь места-то свободного на болванке много осталось…)
и, конечно, концертной трепетной атмосферы…
впрочем, последнюю максимально удачно заменяют разбросанные между треками рабочие слова и звуки музыкантов (хоть и репринтный приемчик, но сработал…)
ну, по диску я много не буду распространяться – желающие купят и обсудят гораздо глубже меня, однако кое-что о деталях очень хочется…
например, на диске хорошо заметна ностальгическая многожанровость от классического джаза (музыкальное сопровождение в Начале, Вот и все, ) и блюза (Тем, кто ушел), через румбу (Через стекло), кадриль (Песенка про счастье), чарлстон (Музыкант), вальс (Море любви), к авторской песне (Пустым обещаньям)

отдельно хочу упомянуть “Нашим лодкам”
еще на концерте после вступительных аккордов, меня удивило, что у песни “Я хотел бы пройти сто дорог” до неузнаваемости изменился текст – как будто самые популярные в текстах Андрея Вадимыча vip-слова и выражения собрались в старом загородном доме
а вот на диске хорошо слышно, что в шуме дождя автор в одиночестве плывет в мерцающую ночь

и еще забавная деталь: “Тем кто ушел” с диска звучит более драматично (за счет более полной передачи басовых звуков)
и этот приемчик с “винилом”… конечно, помня урок “Утренненго ангела пустых бутылок”, испуг не долго владел мной, но на втором прослушивании мозг любезно вставил короткий звук соскользнувшей по пластинке иглы после слов “там было что-то еще”
эх! как же я люблю это потрескивание!
да и еще – там в тексте: “да не просто скажи, а покажи рукой…” (нет слов…)

и, как закоренелый потребитель, не могу не добавить несколько слов
о тех, кто работал над диском
дело в том, что не все мы можем позволить себе ходить слушать живую музыку по клубам, а не все талантливые музыканты могут позволить себе выпускать диски и выступать в концертных залах и на ТВ и радио,
поэтому, когда-то, у меня возникло еще одно благодарное чувство к господину А.В.Макаревичу, который представил нам замечательный "Папоротник"
и не просто представил, а, как показали отдельные концерты этой группы, на которые мне задалось попасть, сумел выжать из них в “Женский альбом” все лучшие качества
теперь еще великолепные Евгений Борец и Сергей Остроумов, и …
нет, Вы лучше сами внимательно прочтите все имена на элегантном вкладыше к диску! Ведь говорят, что мысль материальна, по крайней мере все благодарные мысли точно улучшают жизнь людям

да! и еще не пренебрегайте оформлением диска
загляните в левый глаз Макаревича - чегой-то он там нам еще обещает?...

ну что ж... говорю себе: возможно “самое главное Ты упустил, но зато ясно видны детали…”
и на этом, наконец, я останавливаюсь…