"Не менять лицо, как пальто"



21 января 2000, Тель-Авив, "Синерама"



"И всегда, если мог избавлялся 
От того, что мешало ходьбе
И при этом собой оставался
И гулял только сам по себе
И не спрося у эстетов совета
Сам решал куда плыть кораблю
Меня очень не любят эстеты за это
Я их тоже не очень люблю"
(Андрей Макаревич)


"...А может и вправду лучше
Не искать, а иметь
И не менять лицо, как пальто"


(он же)



На этот раз меня "терзали cмутные сомнения", стоит ли писать о последнем концерте МВ в Израиле.Однажды я это сделал, за что и получил обвинение в незнании МВ и в нелюбви к группе. Обвинение на мой взгляд несправедливое, потому что группу я люблю и слушаю с 70-х годов.

Но буря эмоций, разразившаяся в начале этого года в связи с уходом, или если хотите, с увольнением клавишника группы, и последовавший за этим концерт в Тель-Авиве, - все это заставило это меня взяться за написание этого репортажа. И в этом репортаже не будет списка песен - так называемого set-листа. Не буду я и характеризовать исполнение этих песен, как я это делал в отчете о концерте год назад. Но, постараюсь вообщем рассказать об атмосфере концерта.

А пока вернемся к скандалу. Смена состава происходит неизбежно в рок-группах. Покажите мне группу, в которой состав никогда не менялся, или почти не менялся? Я сам Вам скажу - это группа Queen. И это будет скорее исключением из правил. Всем известно, что одни уходят, другие приходят, и никогда я не замечал такой бури эмоций по этому поводу, как это произошло в отношении Машины Времени. И Битлз не всегда были той знаменитой четверкой, до Ринго на барабанах играл другой человек.

Кстати, история со сменой клавишника в Машине очень похожа на историю смены барабанщика в Битлз. Если помните, все трое явились к менеджеру группы с просьбой сообщить барабанщику, что он уволен. Менеджер был недоволен этим фактом, но все же пришлось именно ему сообщить об этом. Обиженный музыкант заявил что-то вроде: "Почему же они сами мне об этом не сказали?". Обратите внимание те, кто следит за последними событиями, связанными с МВ. Вам это ни о чем не говорит? Именно так был уволен Петр Подгородецкий.

"Макар! Как ты мог?", "Верните Петю" - гневные сообщения в гостевых книгах официального и неофициальных сайтов посыпались, как из рога изобилия. Разгорелись споры, обвинения. Ради чего, хотелось бы спросить? Петр Подгородецкий, несомненно хороший музыкант, отсутствовал в группе с 82 по  90 год. Никто из этого трагедии не делал. И за последнее десятилетие Петр конечно привнес в группу и идеи, и музыку, и несколько песен. Но с ним же, у группы были и отрицательные стороны - клоунада на сцене на концертах, бедность аранжировок, отсутствие импровизации, по моему личному мнению. Но вот чего я понять не могу, зачем в группу взяли попсовика Державина. И никакие объяснения, что то, чем занимался Державин, это только надводная часть айсберга, мне понять это не помогут. Да пусть он хоть гений, о людях судят по делам. А дела его - это фонограмма, попса, слезливые песенки. Но, перейдем к концерту. 

Программа концерта и порядок песен в большинстве ненамного отличался от того, что я видел на юбилейном концерте в Олимпийском по ТВ. Музыканты вышли на сцену, и после коротенького вступительного слова заиграли "День Рождения". Где-то в середине концерта, Макаревич сказал, что совсем забыл представить Андрея Державина. Во время представления Державина одна часть зала хлопает и восторженно привествует. А вторая молчит неодобрительно. Пожалуй, единственный момент, когда зал разделился.

Все музыканты получали удовольствие от этого концерта, это было хорошо видно. Единственное исключение - Державин. У него была непроницаемая физиономия, и на ней мало, что отражалось, кроме единственного раза, когда в песне было соло на клавишных, и музыканты его эпатировали. Хотя на протяжении всего концерта они его старались поддержать, особенно Маргулис.

Что же до партии клавишных, судя по всему, Державин готовился на замену давно, потому что разучить все партии за одну-две недели тяжеловато будет, я думаю. И если Державин начал концерт вяло, и клавишных почти не было слышно, то ближе к концу обнаружилось, что игра Державина неплоха. Что старается он изо-всех сил, что удовольствия еще мало, больше желания сыграть хорошо. Я предполагал, что во время исполнения последней традиционно последней песни "Свеча" Макаревич встанет сам за клавишные, как это было во времена, когда клавишником в МВ был Слава Зайцев. Но я ошибся. Державин очень старался, получалось не очень, но такие партии разучиваются не день и не два. Тем более, что некоторыми зрителями была замечена тетрадка, которую Державин перелистывал во время концерта перед началом каждой песни, после того, как проиграют гитарное вступление.

Но, скажу откровенно, на этом концерте клавишные звучали как-то по новому, неординарно, непривычно (знаете, когда слушаешь знакомые песни в сотый раз, уже помнишь все ньюансы). И это было замечатально. Импровизация в середине одной из песен, как бы плавный переход на еврейскую мелодию, и другие эффекты, были интересны, хотя наверное это было тоже заготовлено заранее. Я думаю, что если Державин успокоится, попривыкнет, и начнет получать удовольствие от игры, то и мы будем получать удовольствие от этого. Хотя и непрывычно присутствие его в легендарной андерграундной группе. 

Вообще, замечаю я, как некоторые песни исчезают из постоянного концертного репертуара "Машины Времени". Так, на концерте не прозвучали некоторые песни, например "Картонные крылья любви" или "Флаг над замком", которые присутствовали в репертуаре прежних концертов. Жаль, конечно, что хорошие песни исчезают из концертного исполнения, и остается только слушать их у себя дома в студийном варианте. Не дождался я и песни Маргулиса "Письма из Израиля в Америку". С другой стороны однообразие тоже неприятно. Предыдущие два концерта в Израиле были похожи друг на друга как две капли воды (и кривлянием Подгородецкого, и репертуаром, и многим другим), а ведь между ними был год времени. Поэтому вдвойне приятно было услышать "Музыку под снегом", практически забытую на много лет.Также с воодушевлением была принята веселенькая песенка из "Перекрестка" "Отпусти меня".

На концерте прозвучали песни из нового альбома "Часы и знаки", две из которых были необыкновенные - "Странные дни" и "Лифт". Жаль, что не было "Не плачь обо мне" Маргулиса, ведь это одна из жемчужин нового альбома, в отличие от неудачной на мой взгляд "Эпохи большой нелюбви".

В течение концерта у Маргулиса исчез звук, пока не заменили колонку от его гитары. Сразу почувствовалось обедненость звука, оставшаяся без виртуозной игры блюзового музыканта.

Я наверно повторюсь, если скажу, что концерт разительно отличался от прежних. Цирковой налет прежних концертов ввиду отсутсвия Подгородецкого исчез, при этом концерт не потерял задора. Старые песни целыми куплетами исполнял зал - это было что-то необыкновенное.

Вообщем было интересно и весело. Надеюсь, и в следующем году машинисты почтят своим присутсвием Тель-Авив.

Михаил Барам