Юбилейная зима Андрея Макаревича.

... Много лет назад, когда он был "такой молодой и такой лохматый", даже в шутку не приходило в голову представить, что у Андрея Макаревича когда-то будет 50-летний юбилей и что он его как-то будет праздновать  - Андрей был олицетворением молодости, рок-н-ролла и свободы, что само по себе никак не вязалось с торжествами и помпезностью.

 Ну что можно сказать? Да только то, что несмотря на наступление в реальной жизни Андрея Вадимовича этого самого пресловутого 50-летия, никаких торжеств и помпезностей не обнаружилось. А было все то же самое: молодость, рок-н-ролл и свобода. Только теперь все это приятно заполнило практически весь декабрь, заставляя  поклонников разрываться перед дилеммой: какой канал посмотреть, на какое мероприятие пойти, какое радио послушать - потому что повсюду в эти дни в эфире и просто в воздухе витал дух присутствия юбиляра.

Юбиляр выглядел великолепно. Глядя на него, невольно закрадывалось подспудное восхищение: человек достиг того, чего хотел, занимаясь всю жизнь только любимыми делами, не идя на поводу ни у властей, ни у социума, ни у кого, никогда. Только у своей души. И вот она, душа-то, не обманула... Посмотрите, сколько людей просто хотят его поздравить и сказать добрые и теплые слова - сотни знаменитостей и тысячи совершенно незнакомых, но искренне любящих. Это ли не самый блистательный итог прожитой половины века?

...И все-таки, народ увидел только праздничную верхушку: самый айсберг, спрятанный в рутину будней, состоял из ежеминутной работы, непрекращающейся деятельности Андрея Макаревича. Наврное, только самое ленивое СМИ в эти дни не взяло интервью у юбиляра. А вообразите только, сколько у нас СМИ и сколько раз Андрею приходилось отвечать на вопросы, вопросы, вопросы... А там - и подготовка к выставке, и к юбилейному концерту, и все это на фоне непрекращающейся, все той же, рутинной ежедневной работы: гастролей, репетиций грядущего 35-летия "МВ", телевизионных проектов, которые никто, даже всвязи с торжеством, не отменял ... В общем, если бы не божественная работоспособность Макаревича, смысл жизни которого - непрерывная деятельность - неизвестно что получилось бы в результате.

... А получилось нечто по-домашнему замечательное и теплое, и в то же время - общественно-достойное и  красивое.

Я опущу, наверное, телевизионные передачи, фильмы и журналистские статьи - всё это можно увидеть и прочитать, а вот поделиться тем, в чем довелось поучаствовать - хочется. И не потому, что обещаю вас обогатить какой-то невиданной информацией или какими-то невероятными новостями - вовсе нет, всё вы уже знаете! - а потому, что хочется поделиться прекрасной аурой и тем духом, который витал незримо и - хоть убейте - дарил всем присутствующим что-то хорошее.

 Сначала был питерский концерт, который невольно пришлось окрестить празднично ("Декабрь № 50"), потому что попадал он уж больно откровенно на начало декабря, да, к тому же, представлял из себя новую программу: невиданное сочетание "Машины времени" и "Оркестра Креольского Танго". Андрей не хотел называть его юбилейным, однако, получилось, что этот питерский концерт стал единственной возможностью для поклонников вживую увидеть кусочек того, что впоследствии было представлено на настоящем юбилейном концерте. Скажу честно - у меня было желание съездить в Питер и посмотреть на это действо, но в последний момент передумалось: лучше увидеть всё с нуля, не зная и не предполагая, как оно будет. Сюрприз так сюрприз!

С корабля на бал - как это у Андрея Макаревича практически всегда и случается - вернувшись из Питера, он уже спешил в Манеж на презентацию своей, не побоюсь этого слова, роскошной выставки. Проходила она с 4 по 14 декабря, и, не только на мой, но и на многие другие взгляды, уж слишком быстро завершилась - некоторые хотели бы посетить ее второй раз, а были и такие, которые слишком медленно собирались, а потом кусали локти...

На презентацию Андрей Вадимович явился первым. Удивительная и невероятно привлекательная его привычка - никогда он не заставляет себя ждать, никогда не опаздывает и не страдает спесивой звездностью "не велики баре - подождут". В мягко освещенной галерее, поблескивая рамами, в полной тишине встречали автора его творения - ряды портретов и изображений. Он прошелся между ними, понимая, что тишина совсем скоро развеется в прах, и так и случилось. На лестнице послышался гомон и шаги многочисленных ног - наступали журналисты и репортеры. Через несколько минут они наводнили все пространство и стало жарко от вспышек и прожекторов, и пройти, не наткнувшись на камеру, микрофон или фотоаппарат стало просто невозможно.

Мягкая улыбка, тихий вкрадчивый голос, внимательный взгляд - в ответ на всё: на искренность и неискренность, на любезности и выпады, на каверзы и подхалимаж, на добрые слова и ядовитые слова. И всегда точно подобранные фразы, простые, остроумные, легкие и обезоруживающие. Никакой рисовки перед камерой, никаких специальных поз и заученных штампов. Каким удавалось застать художника репортерам, таким он и получался на экранах, в журналах и в радио-эфирах. Конечно, коллеги - журналисты не особо баловали разнообразием вопросов. Практически каждый счел своим долгом спросить: "А почему женщины, коты и рыбы?" и "Все ли 50 женщин - были женщинами самого художника?" ...Честно говоря, тут и ответы не нужны никакие - очевидно всё... Кто-то спросил: "А какой должна быть женщина с точки зрения Андрея Макаревича?" Он, улыбнувшись, предложил сказать лучше какой она не должна быть. И сказал всего два слова: "Она не должна быть дурой и не должна быть неопрятной". ...И, знаете, удивительный момент: посмотрев именно с этой точки зрения на женские портреты руки Андрея Вадимовича, я вдруг ясно почувствовала, что, несмотря на большие различия между ними и небольшие сходства, эти два признака, названные автором, в каждой из моделей однозначно отсутствуют! Как бы мы ни относились к изображениям, нравились они нам или нет - ни одной дуры и ни одной замухрышки в рамах не висело, и не признать этого было нельзя!

...Серьезные гости подтянулись уже ближе к концу - часам к 10 вечера. Были тут и коллеги по музыкальному цеху, и узнаваемые лица, и просто какие-то люди, которым Андрей был искренне рад. Приехала совершенно очаровательная и милая женщина - сестра Андрея, Наташа. Александр Викторович Кутиков прибыл с супругой. Прохаживался меж рядов Державин. И многие, многие другие. В общем, все шло в лучших традициях.

В углу разместился камерный музыкальный ансамбль - рояль, скрипка, виолончель, возможно, что-то еще. Звучала ненавязчивая джазовая классическая музыка. В какой-то момент, Андрей остановился возле музыкантов и вдруг решил спеть. Причем, получилось это как-то просто, по-домашнему, облокотившись о перегородку, на которой лежали буклеты, и, прислушиваясь к роялю, Андрей тихо, без микрофона, пел по-английски какую-то песню. Проходящие мимо люди останавливались, завороженные, и слушали, а окружившие пятачок музыкантов репортеры тихо снимали этот эксклюзив. И все спонтанно, и все просто, совсем не на показуху.

...На выставке продавались замечательные вещи: постеры одного из портретов, открытки с изображением рыб, потрясающий каталог с замысловатым ироническим названием "Ранее не опубликванные эстезиологические изыскания Андрея Макаревича. Иллюстрированные фундаментальные исследования душевных и чувственных основ бытия", а также продавались сами работы. Их очень-очень сильно хотелось приобрести все, но здравый смысл подсказывал, что не хватит ни средств, ни стен...

...Покидала я мир графики Андрея Макаревича с каким-то новым, тонким, ароматным чувством, не таким, которое возникает во время концертов, но по энергетике ничуть не слабее.

Несколько фотографий с презентации находится здесь:

...Поскольку мой рассказ в большей степени адресован нашим клубовцам, то и расскажу я нехрестоматийно и неофициально дальше, как шла подготовка к непосредственно юбилею.

Подарок мы держали в секрете (просто для того, чтобы именинник не узнал о сюрпризе раньше времени), теперь это ни для кого не секрет, и пусть себе станет достоянием общественности - не жалко. Речь идет о нашем клубовском подарке Андрею Вадимовичу. А подарили мы ему генеалогическое фамильное древо. И удалось нашему историку Дмитрию Панову докопаться аж до 17 века. Сам подарок получился основательным. Он состоял из трех частей: изображения самого древа на фоне карты родового гнезда, в раме (кстати сказать, узнав, что в 19 веке в деревне Павловичи, откуда берет свои начала славная фамилия, были частые пожары, мы решили опалить края листа настоящим пламенем - вышло весьма элегантно), архивных документов, подтверждающих серьезность сих изысканий, выполненных рукой аккуратных писцов тех лет - в замечательном кожаном альбоме на золотых страницах, и совершенно симпатичной деревянной шкатулки в виде толстой книги с металлическим замком, в которую были помещены остальные бумаги и документы, не имеющие столь презентабельного вида, но имеющие непосредственное касательство и интерес.

Фотографии всех частей подарка можно увидеть здесь. Правда, в запакованном виде в искрящейся бумаге и с лентами, как это получил именинник, сфотографировать я не успела, схваченная клещами обстоятельств - машина приехала за мной почему-то на час раньше, и пришлось впопыхах всё погрузить и отправляться на бал.

Прежде чем я перейду к описанию бала, хочется сказать огромное спасибо людям, без которых нашего подарка просто не было бы. Во-первых, Дмитрию Панову, который, все-таки, откопал достаточное количество нужных и интересных архивных документов, поспел в срок и выполнил нашу просьбу; во-вторых, Наталье Вадимовне Макаревич, сестре Андрея, которая очень мне помогла на начальной стадии - "познакомила" с родственниками; в-третих, моей собственной сестре Анне, которая и в снег и в ветер носилась со мною по всем магазинам, мастерским и художественным салонам в поисках то бумаги, то шкатулки, то ксерокса, а потом бессонными ночами самоотверженно помогала все это приводить в божеский вид; и, конечно же, безусловно, всем тем, кто внес свой посильный вклад в материальную сторону этого, скажем откровенно, не самого дешевого подарка. Спасибо огромное всем ребятам клуба, которые с душой отнеслись к этой идее, и, поверьте, Андрей Вадимович почувствовал это ваше присутствие, эту доброту, эту искренность и любовь! Честное слово! (он мне сказал об этом!)

Ну а теперь перенесемся на бал. ...Честно говоря, читая в детстве сказку о Золушке, с грустью себе признавалась, что время балов прошло, и что уж мне-то вряд ли когда-то доведется изведать нечто подобное. Поразительно! Но дух сказки уже на подступах к концертному залу "Россия" тут же вспомнился и поселился внутри сразу.  У самого входа, напротив дверей, стоял нарядный именинник в элегантном костюме и встречал гостей. Гости подходили по очереди, говорили короткие поздравления и вручали цветы и подарки, которые, вопреки своему обычаю разворачивать и смотреть сразу же, именинник откладывал в сторону, невероятно страдая от любопытства, но не имея никакой возможности его удовлетворить - слишком уж непрерывен был поток, и ознакомиться сразу с каждым презентом просто не было физической возможности. Поэтому, вручив подарок, и чисто информативно сказав, где от клуба, а где от меня лично, я удовольствовалась благодарностью, поняв, что подробности и комментарии юбиляра будут позже. Так оно и было.

При входе также стоял фотограф и методично снимал каждого входящего гостя в отдельности. Скажу вам, что это был единственный фотограф на всем празднестве - Андрей  лично попросил не приносить камер и не фотографировать. Поэтому, похоже, что данные снимки делались только для самого юбиляра и ни в какую прессу не попадут. На самом деле, это был досадный факт - так хотелось заснять и интерьер фойе, по которому прогуливались, общаясь, собравшиеся уже гости, и все остальное, происходящее в течение вечера, и я даже выбрала минутку и шепнула Андрею, мол, можно хоть чуток поснимать? Но он мне ответил, что раз уж никому не разрешил - то пусть будет никому, а то одному позволишь - другие обидятся. Я послушалась и сдала фотоаппарат вместе с шубой в гардероб. Так что, фото-сопровождения не будет. Попробую обойтись словесными изобразительными средствами.

Итак, на следующем после именинника ярусе фойе, стояли фуршетные столы, сервированные шампанским, водкой и всякими маслинками. А прямо напротив, поражая своей блистательностью, размещался настоящий военный оркестр, залихватски исполняющий то "Марионеток", то "Свечу" в своем инструментальном духовом стиле.

Прибывающие гости дефилировали по плоскости, знакомились, кто не знаком, радовались встрече - кто знаком. Обилие знаменитых лиц меня просто поразило! Солидно перемещаясь и раскланиваясь шел Александр Борисович Градский, беседовали друг с другом Крис Кельми, Максим Капитановский и его жена Оксана, Алексей Романов, Марк Фрейдкин, Борис Гребенщиков, Леонид Ярмольник, Артемий Троицкий...  и еще, еще, еще... Перечислять всех 300 человек - долго и бесполезно, скажу только одно - посторонних на этом празднике не было. Всех, кто пришел, именинник, безусловно, хотел видеть.

Как рассказывала пресс-атташе Светлана Гудёж, когда добрая половина гостей уже съехалась, в фойе вошел Александр Кутиков, держа в руках поздравительную телеграмму от Владимира Владимировича Путина, присланную Президентом в офис «Синтез рекордс». Через несколько минут Президент лично позвонил Андрею Макаревичу на мобильный телефон, и событие это Андрей Вадимович прокомментировал так: «Было очень трогательно, что Путин просто позвонил мне на мобильный, поздравил с Днем рождения, и сказал мне несколько теплых, простых, по-человечески приятных слов»

Когда все собрались, открылась дверь в зал и перед взглядами входящих предстала красивая и праздничная обстановка: сиреневый фон, золотистые звезды и белоснежные столы. Все пространство над сценой украшало огромное 50-метровое панно  - портрет одной очень симпатичной рыбы, которая весь вечер флегматично, но весьма самоуверенно плыла по волнам музыки.

Гости расселись за столы и уже с интересом разглядывали аппетитные блюда и готовили свои первые тосты, однако, первым вышел на сцену сам юбиляр. Он сказал примерно так: «Сегодня в этом зале происходит беспрецедентная вещь - первые полтора часа мы с вами проведем в прямом эфире «Первого канала» так что, сделайте вид, что вам это хоть чуть-чуть интересно (смех в зале), а потом начнется вторая часть, которую никому показывать не надо, и тогда уж мы спокойно посидим-отпразднуем.»

И так и стало.

Если вы смотрели трансляцию - то, наверняка, видели этот замечательный концерт с сияющими звездами российской сцены. И какой замечательный монолог прочитал Михаил Жванецкий, открывая программу, и как здорово играли музыканты самой "Машины времени" и "Оркестра Креольского Танго", и как потом юбиляр исполнял эпохальные песни со своими именитыми гостями - "В полях под снегом и дождем" - с А.Градским, "Вальс-бостон" - с Розенбаумом, были дуэты и с Гребенщиковым, и с Гариком Сукачевым, и с Максимом Леонидовым, и даже с Леонидом Ярмольником. Последний очень здорово помог в песне "От меня к тебе" - Андрей даже заготовил ему листочек с текстом. "Если в городе твоем...", - начинал мелодично Макаревич "...снег!", - информативно дополнял строчку Ярмольник, серьезно поблескивая стеклами очков...

Кстати, Ярмольник оказался самым шаловливым гостем. Он то и дело выдумывал что-то, комментировал происходящее, и в один из моментов заявил: "Давайте разобьем стереотип! Всегда было так, что "Поворот" звучит в самом конце концерта. Давайте пусть он теперь прозвучит в середине! Ну давайте!!!" Музыканты  "Машины времени" уже кушали за столиками, т.к. на сцене их сменили "креольцы", но, по-видимому, решив, что легче согласиться, чем спорить, быстренько сложили салфетки и снова вышли на сцену. Андрей Вадимович при этом сказал: "Ну вот не хотел я ее сегодня петь! Честное слово, не хотел! Спасибо, Саня Кутиков согласился ее в этот раз исполнить... " Повисла секундная пауза, и затем половина зала взорвалась смехом. "Шутка для продвинутых", - добавил Макаревич, и тут, похоже, поняли уже все.

А потом, в самом конце первого отделения была песня "Вот и всё". С последними ее аккордами взвилая и посыпался на зрителей блестящий золотой фейерверк. Трансляция закончилась, но праздник был в самом разгаре.

Андрей Вадимович не хотел разглашения подробностей - слушаемся и повинуемся, хотя, скажу откровенно: ничего неприличного или шокирующего там не происходило. Всё было вполне достойно и на соответствующем уровне.

Думаю, не очень сильно рассержу юбиляра, если приоткрою маленькую деталь. Первым тостом был тост именинника, и прозвучал он очень магически. "Давайте все вместе сейчас подумаем о чем-нибудь очень хорошем. Я совершенно точно знаю, что если так много людей одновременно подумают о чем-то хорошем, то в мире обязательно произойдет что-то доброе..."

А потом начались поздравления гостей.

Света Гудёж очень лаконично и четко перечислила всех их, никого не упустив, поэтому я просто процитирую ее: "На сцене появился невероятный квартет «битлов», совершенно неузнаваемых под хипарскими париками, на платформах и с электрогитарами, исполнившими песню «Вадимыч» на мотив «Шизгары». При ближайшем рассмотрении четверка оказалась Константином Эрнстом, Александром Абдуловым, Леонидом Ярмольником и Сергеем Степанченко. Джем-сейшн продолжили Валерий Сюткин, Александр Градский, Игорь Бутман с «Оркестром креольского танго» и блестящей джазовой импровизацией, Николай Расторгуев с песнями Jerry Lee Lewis, Алексей Романов и группа «Воскресение», Владимир Матецкий и Александр Градский. Друг Андрея Макаревича Максим Капитановский поздравил его со вступлением в клуб 50-летних, Алик Сикорский исполнил дуэтом с юбиляром твист 50-х, Эдуард Тополь спел специально написанную пародию на «Поворот», а к поздравительной речи невероятным образом приплел дыру в ионосфере и Николая Гумилева, затем «Машина времени» снова исполнила «Поворот» «по просьбе общественности». Татьяна Лазарева проникновенно спела “Bessame mucho”, а сын Андрея Иван Макаревич аккомпанировал отцу на бонгах во время медленной композиции." Добавлю от себя, что дуэт двух Макаревичей исполнил песню "Паузы".

Едиснтвенный подарок, который раскрывали в присутствии всего честного народа, был подарок от коллег, музыкантов "Машины времени". Они все, под предводительством Владимира Сапунова, вышли на сцену, дружно придерживая большой черный кофр в виде акулы. Через несколько секунд замки раскрылись и в руки изумленного юбиляра был передан невероятный инструмент - гитара, корпус которой также был в форме тела акулы, а гриф оказался весьма элегантным хвостом. Скляр тут же попросил поиграть, но Андрей сказал, что... В общем, то же, что и сказал бы на его месте каждый... ;) Гитару подключили, и, совершенно точно, все, включая даже такого неискушенного в гитарных тонкостях человека, как я,- тут же резко почувствовали разницу: это был небывалый по силе и наполненности звук! В общем, совершенно обалденная гитара!!!

Именинник был счастлив, как ребенок, надо было видеть его глаза!

Правда, Скляру-таки повезло: Андрей разрешил ему первому, после себя, сыграть на своем удивительном инструменте, в результате чего мы послушали одну и ту же песню Скляра два раза. :) Но это ведь не страшно!

...А потом был невероятный битловский джем, в котором принимали участие все желающие: и Расторгуев, и Розенбаум, и Саша Васильев, и Алик Сикорский, голос которого, несмотря на почтенный возраст, звучал так же свежо и юно, и совершенно без акцента, словно английский был его родным язвком - вот что значит школа молодости!

Праздник закончился глубоко заполночь. Гости еще подходили к юбиляру и поздравляли, и для каждого он находил доброе слово...

Посмотрела я еще раз на Андрея Вадимовича, и пришла к окончательному выводу - да никакой ему не полтинник! Притворяется! Артист! Как был 25-летним отвязанным мальчишкой, так им и остался!

...Все-таки, насколько важнее то, что внутри, чем то, что снаружи...

Всем спасибо за внимание. Те эмоции, которые мне удалось передать, составляют только одну четверть всех эмоций, которые мне довелось пережить. Поэтому - прошу прощения, если что-то не так.

Ваша Red Rose